К оглавлению   

Скачать книгу в формате PDF

(с. 93)

V. Ходатайство игумении Марии о восстановлении Богоявленского монастыря с перемещением в него Крестовоздвиженской женской обители.

В тот самый год, когда Богоявленский монастырь постигло великое несчастье, послужившее к закрытию его, поступила в костромскую Крестовоздвиженскую обитель девица из московских дворян София Димитриевна Давыдова (род[илась] в 1822 году). С 1856 года бывшая в послушании надзирательницы монастырской больницы и затем в 1858 году постриженная в монашество с именем Мария, она горячо принимала к сердцу заветные желания костромских граждан и свое расположение к запустевшему Богоявленскому монастырю уже успела обнаружить первоначально в том, что не без ее влияния возникло ходатайство о возобновлении Богоявленского собора; после неожиданно неудачного исхода этого дела было при ее содействии, по крайней мере, приостановлено разрушение его. Возведенная 3 февраля 1863 года в сан игумении Крестовоздвиженского-Анастасиина монастыря, горевшая пламенным желанием послужить всеми силами благому делу восстановления Богоявленской обители, мать Мария не без долгих дум и тревог вознамерилась принять предложение епископа Платона относительно возбуждения нового ходатайства о передаче в ее заведывание полуразрушенного монастыря с переименованием его в женский и переведением в него инокинь Анастасиина монастыря. Справедливость требует сказать, что подобное предложение в (с. 94) свое время делали еще игумении Платониде [1] преосвященные Леонид и за ним Платон; но последняя по старости и болезненному состоянию решительно отклонила от себя это дело, видимо избегая великих хлопот и затруднений, с которыми приходилось неизбежно встретиться при восстановлении Богоявленского монастыря. После того как игумения Платонида отказалась от своей должности (в начале 1863 года) и жребий избрания пал на инокиню Марию Давыдову, в лице этой мудрой и чрезвычайно деятельной настоятельницы Промысл указал благопотребное орудие в деле восстановления упраздненной Богоявленской обители и соборного храма в ней.

Вступивши в управление Крестовоздвиженским-Анастасииным монастырем, матушка Мария уже при приеме его не могла не усмотреть, что он требует значительных издержек для приведения его в благоустройство во внешнем отношении. С другой стороны, она не могла не принять к сведению не(с. 95)давние обстоятельства, могшие благоприятствовать восстановлению Богоявленского монастыря, в особенности же явно обнаруженное глубокое сочувствие этому великому подвигу наследника цесаревича, посетившего Кострому в 1863 году, и вот 2 июля 1863 года эта энергичная игумения представила епископу Платону формальное прошение о перемещении девичьего монастыря в упраздненный Богоявленский под условием его восстановления, вместе с чем могла осуществиться и заветная ее мысль о возобновлении запустевшего соборного храма. Мы представляем здесь буквальный текст этого знаменитого обстоятельного доклада.

«Вашему Преосвященству вполне известно положение Крестовоздвиженского девичьего монастыря по неоднократному обозрению оного. Он был обстроен в разное время, по мере нужды и скудных средств монастыря, без определенного плана и без соблюдения порядка. Многие кельи так обветшали, что требуют немедленного уничтожения. Кроме двух каменных корпусов – в одном из коих помещена общая трапеза, кухня, хлебопекарня и подвалы, – все здания деревянные, из этих только настоятельские кельи и больницы не слишком ветхи. Относительно помещения своего сестры обители с находящимися на испытании в числе 250 терпят крайнюю нужду во всех отношениях. Наряду с кельями для монахинь помещаются также и разные монастырские службы, устроенные очень неудовлетворительно и неудобно. Деревянные амбары, кладовые и сеновалы, устроенные по необходимости среди жилых зданий и наполненные хозяйственными запасами, не могут быть защищены от конечного истребления в случае пожара. Кроме сего, для соблюдения экономии желательно было бы в удобное время года закупать единовременно выгодной ценой годовые хозяйственные запасы, как то: дрова, муку, разные крупы, сено и так далее, а по неимению помещения поставляемся мы в необходимость покупать все эти запасы частями с немалым и постоянным ущербом для монастырской экономии, весьма чувствительным в общем итоге. Дрова, за неимением особого ме(с. 96)ста, расставлены между деревянными кельями и службами, тесно между собой соединенными. В случае пожара трудно или даже невозможно подать помощь. Ко всему этому должно присовокупить еще то, что сплошь по всему протяжению монастырской каменной невысокой ограды с западной и северной стороны устроены разные обывательские службы, как то: конюшни, сараи, бани и проч[ие], приставленные даже к монастырской ограде. Такая смежность сколько неприятна для обители, столько же и опасна. Находясь в таком положении, обитель требует безотлагательного восстановления. По всем вышеизложенным обстоятельствам настоит крайняя нужда для большей удобности к учреждению общежительного порядка и безопасности монастыря [:] 1) устроить каменные корпуса для жительства сестер или, по крайней мере, разобрать и перестроить по новому плану все существующие ныне жилые деревянные монастырские здания с возведением двух или трех новых корпусов для жительства сестер, которые теперь помещаются с крайней стеснительностью для себя и вместе с неудобством в отношении общежительного порядка; 2) все имеющиеся монастырские службы или перестроить, или вновь возвести и расположить их в одном месте, по возможности дальше от церкви; 3) с западной и северной сторон между оградой, примыкающей к обывательским зданиям и монастырским строениям, оставить надлежащее пустое пространство. Но все соображения об улучшении состояния обители встречают неодолимые препятствия и затруднения: 1) монастырь находится внутри города Костромы в Цареконстантиновской части между Гостиным двором и бывшим протоком Сулой. С северной и западной сторон он граничит с обывательскими землями, с южной и восточной прилегают к нему городские улицы. От восточных святых ворот до западной стены монастыря 78 сажен; от южных – съезжих до северных Сульских ворот 64 сажени; площадь монастыря простирается до 4992 квадратных сажен; вокруг же всей ограды 312 сажен; на таком небольшом пространстве устроить и расположить монастырские здания во всем сообразно вышеизложен(с. 97)ным предположениям нет никакой возможности; 2) Для протока Сулы от юго-восточной башни монастыря на небольшом расстоянии от ограды по Царевской улице проведена глубокая канава, достигающая почти до самого северо-восточного угла ограды. Отсюда проток Сула вливается в монастырь и, проходя в нем параллельно монастырской ограде с северной стороны, в небольшом расстоянии от ограды выходит из монастыря при северо-западном угле монастыря. Вследствие сего поверхность монастырской земли к южной и западной стороне ограды значительно возвышена, а к северу весьма значительно склоняется и по направлению протока Сулы образует большой ров. Для уравнения площади во всей северо-восточной стороне монастыря потребовалось бы сделать огромную земляную насыпь. На этой насыпи можно бы поставить некоторые монастырские здания, хотя очевидно грунт земли, образованный из насыпи на протоке Сулы или близ него, не обещает достаточной твердости. Но и это предположение оказывается совершенно неудобным к исполнению. Для осуществления этого предположения необходимо было бы вывести проток Сулу за монастырь, так чтобы он протекал по внешней стороне северной монастырской ограды подобно тому, как он протекает по Царевской улице с восточной стороны монастыря. Сделать это невозможно, потому что вся земля, прилегающая к северной стороне монастыря, принадлежит частным лицам и весьма значительно возвышена над уровнем протока Сулы. Вообще поверхность земли, окружающей монастырь, такова, что проток Сула может проходить не иначе как чрез монастырь. Таким образом весьма значительная часть монастырской земли от прохождения протока Сулы чрез монастырь делается совершенно неудобной для возведения на ней каких бы то ни было зданий и по необходимости должна оставаться ничем не занятой. Для приведения монастыря в благоустройство возможное, по крайнему убеждению монастырского начальства, представляется одно только средство: перемещение девичьего монастыря на то место, где находится упраздненный в 1847 году Богоявленский мужской монастырь. Сие (с. 98) место доселе ничем еще не занято и состоит в ведении духовного училищного начальства. Местность сия находится в одной из лучших частей города, обнесена высокой стеной на пространстве 400 сажен, со всех сторон окружена широкими улицами, внутри монастырской ограды представляет совершенно ровную четвероугольную площадь, на которой здания могут быть расположены по самому лучшему плану. Монастырь этот, основанный в XV веке, во все время своего четырехсотлетнего существования пользовался благоговейной любовью и усердным расположением граждан костромских. В числе благотворителей монастыря считаются царственные особы и многие именитые бояре, между которыми особенно прославились Салтыковы, в течение многих десятилетий постоянно ему благотворившие. Любовь к Богоявленскому монастырю сохранилась в жителях до самых последних времен. После истребления в 1847 году пожаром многих частей города Костромы, и в том числе Богоявленского монастыря, все костромские жители с особенным сокрушением взирали на обгоревшие церкви и стены бывшего монастыря, все изъявляли самое пламенное желание восстановить монастырь в прежнем виде и долго не могли примириться с мыслью, что монастырь упразднен окончательно. В 1850 году, во время пребывания в городе Костроме Их императорских высочеств великих князей Николая и Михаила Николаевичей, костромские граждане подавали Их высочествам докладную записку о возобновлении Богоявленского монастыря, и впоследствии на запрос правительства о том, какие средства предлагают они для сего возобновления, изъявили желание пожертвовать на этот предмет до 6 тысяч рублей серебром. Известно также, что в Бозе почивший государь император Николай Павлович выразил свое особенное благоволение к погоревшему монастырю и высочайше повелеть соизволил, чтобы обгоревшая Богоявленская церковь в монастыре была непременно восстановлена как священный памятник древности. Впоследствии была ассигнована и сумма на этот предмет. Имея все это в виду, монастырское начальство осмеливается думать, (с. 99) что возобновление монастыря Богоявленского с перемещением в него женской обители, кроме удобств для помещения сестер оной и сохранения древнего монастыря как священного памятника, удовлетворило бы благочестивому усердию граждан города Костромы и соответствовало бы воле в Бозе почившего императора Николая Павловича. Если правительству угодно будет принять наше желание и просьбу о перемещении Крестовоздвиженского женского монастыря на место Богоявленского, то это представляется возможным на следующих основаниях: 1) Устройство келлий производить на способы монастыря при пособии благотворителей. Жители города Костромы несомненно примут ныне весьма деятельное участие в возобновлении монастыря, на развалины коего они доселе смотрят не иначе как с глубокой скорбью; 2) Перемещение женской обители из настоящего места на то, где был Богоявленский монастырь, совершить не вдруг, а постепенно, смотря по средствам монастыря. При неспешном производстве работ монастырь незаметно может обстроиться в течение нескольких лет без особенного стеснения монастырской экономии. Немалую помощь при этом может оказать и годный в дело материал, образовавшийся от разломки монастырских зданий; 3) В пособие монастырю от казны признается необходимым просить от правительства по собственному его усмотрению, именно: ассигнования сумм на возобновление Богоявленской церкви, согласно прямой и ясно выраженной воле в Бозе почившего императора Николая Павловича. Высочайшая воля о возобновлении этой церкви отменена была в 1860 году потому, что не имелось в виду никаких средств к поддержанию в ней богослужения. С восстановлением монастыря обстоятельства изменяются: Богоявленская церковь будет необходима для совершения в ней богослужения; поддержание церкви отнесено будет на счет монастыря; 4) Те суммы, какие пожертвованы были вкладчиками на поминовение в Богоявленский монастырь, передать из Игрицкого для этой же цели в девичий монастырь, равно и вещественные вклады, какие окажутся в наличности в Иг(с. 100)рицком монастыре, возвратить в восстановляемый Богоявленский; 5) билет на 5000 рублей, по завещанию приснопамятной благодетельницы монастыря графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской назначенный в Богоявленский монастырь, но за упразднением сего монастыря не поступивший согласно своему назначению, также передать в восстановленный монастырь согласно воле завещательницы. Изъяснив все сие, покорнейше просим Ваше Преосвященство употребить, где следует, ходатайство о приведении в исполнение выраженных предположений относительно перемещения монастыря».

Преосвященный Платон благосклонно принял это согласное с его желаниями прошение и изъявил полную готовность содействовать приведению его в исполнение. Для начатия делопроизводства по этому сложному предприятию владыкой учреждена была особая следственная комиссия из трех протоиереев [2] и архитектора, которой вменено было в обязанность собрать на месте ясные и верные сведения, относящиеся к состоянию девичьего Анастасиина монастыря и мужского упраздненного Богоявленского, а также о средствах и возможности привести в исполнение желание игумении Марии.

Когда эта комиссия отнеслась (от 9 июля 1863 года) к игумении с требованием нужных по делу сведений, то последняя уведомила (от 12 июля), что для восстановления упраздненного Богоявленского монастыря с перемещением в него Крестовоздвиженской женской обители: 1) имеются налицо следующие средства: а) монастырской церковной суммы при девичьем монастыре около семи тысяч рублей серебром; б) монастырские деревянные здания, из коих часть материалов может быть употреблена в новых постройках; 2) предвидятся: а) немаловажные пособия благотворителей, сочувствующих перенесению женской обители в Богоявленский монастырь и изъявивших желание пожертвовать лесу, извести и других материалов на по(с. 101)стройки; б) к восстановлению Богоявленского монастыря может служить материал от разломки каменных зданий, каковы: кирпич, булыжник, железо и проч[ее], и в) пособие от правительства в количестве уже ассигнованной суммы на возобновление Богоявленского соборного храма.

Признавая возможным на все эти средства приступить к возобновлению Богоявленского монастыря с перенесением в него женской обители, монастырское начальство, кроме того, руководилось между прочим следующими соображениями: 1) имеющаяся в Крестовоздвиженском девичьем монастыре церковь по тесноте и невместительности должна быть непременно расширена. Пристройки по смете архитектора обойдутся не менее 10000 рублей серебром. Ограда, обнесенная вокруг Крестовоздвиженского монастыря, должна быть непременно возвышена по меньшей мере на два аршина, для обеспечения его от разных неприятных случаев. По смете работа эта и потребный для оной материал обойдутся до 8000 рублей серебром. При перемещении же обители в высокие стены Богоявленского монастыря, в котором на возобновление Богоявленского собора уже назначена сумма, расходы, потребные на расширение церкви в Крестовоздвиженском монастыре и на возвышение в нем ограды, сберегутся и могут быть отнесены на другие предметы соответственно общей цели; 2) Смоленская церковь в Богоявленском монастыре и теперь удобна для богослужения; церковь Никольская может быть легко и скоро приведена в должное устройство перенесением в нее некоторых икон и вещей из церкви, находящейся в Крестовоздвиженском монастыре, с оставлением в ней иконостаса и необходимых принадлежностей; 3) так как Крестовоздвиженский монастырь по причинам, изложенным в прошении игумении Марии к Его преосвященству, требует для приведения его в полное благоустройство неотлагательного восстановления во всех его частях, то представляется гораздо более выгодным употребить потребный для этой цели капитал, избрав лучшее и во всех отношениях удобнейшее место, нежели тратить весьма значительные суммы на (с. 102) восстановление монастыря на занимаемой им ныне местности, не имея никакой возможности устроить монастырь во всех отношениях соответственно его назначению, по затруднениям, представляемым местностью монастыря. Сверх того, 4) необходимо теперь же приступить к постройке новых корпусов для жительства сестер обители. Очистить для этого место в монастыре, при неправильном размещении в нем зданий на небольшом пространстве, возможно не иначе как уничтожив несколько зданий, занимаемых ныне сестрами обители. А так как нынешнее помещение монашествующих стеснено до крайности, то с уничтожением ныне существующих зданий на время построек не будет никакой возможности к размещению сестер обители в зданиях монастыря; необходимо будет или уволить многих сестер из монастыря, или разместить их по другим монастырям. Затруднение это с перемещением женской обители в Богоявленский монастырь будет совершенно устранено: на все время построек в Богоявленском монастыре монахини могли бы занимать настоящие их помещения. Все эти соображения приводят к заключению, что потребные к перенесению девичьей обители в Богоявленский упраздненный монастырь расходы не превысят тех расходов, которые необходимы на устройство ее в занимаемой ныне местности. Между тем это перенесение представляет все выгоды для приведения женского монастыря в должное и лучшее устройство и даже с облегчением, если взять в расчет, что потребные 10000 рублей серебром на необходимое расширение церкви и 8000 рублей на необходимое же возвышение ограды сохраняются в монастырской экономии при условии перемещения, а также и то, что благотворители, усердствующие пожертвованием строевых материалов, побуждаются преимущественно желанием содействовать восстановлению Богоявленского монастыря. По перемещении же монахинь в Богоявленский монастырь предположено в Крестовоздвиженской обители открыть: 1) училище для девиц духовного звания в двух каменных корпусах, находящихся ныне в монастыре, и 2) приют или богадельню для при(с. 103)зрения престарелых и бесприютных лиц, принадлежащих к духовенству Костромской епархии, которая могла бы быть помещена в том корпусе, который занимается ныне монастырской больницей. Таким образом, перемещение девичьего монастыря на новое место послужит не только к улучшению его и к восстановлению издревле чтимого и во многих отношениях замечательного Богоявленского монастыря, но к учреждению весьма полезных для епархии заведений, в которых уже давно чувствуется настоятельная потребность.

По представлении игуменией Марией требуемых сведений следственная комиссия нашла показания ее справедливыми, причем в дополнение представления игумении сообщила, между прочим, следующее относительно Крестовоздвиженского-Анастасиина монастыря. Ризположенскую церковь, тесную и неудобовместительную, особенно в зимнее время, когда богослужение совершается в одних придельных храмах, необходимо было расширить или устроить новую, более поместительную; Сретенская же церковь весьма тесна. Каменная ограда, ничем не крытая, во многих местах имеет трещины от размоя дождем. Монастырские строения расположены без всякого порядка и не имеют надлежащего удобства к монастырскому общежитию. Из 25 жилых зданий и монастырских служб 16, по ветхости негодные к исправлению, требуют уничтожения, а 6 требуют значительных поправок, и только 3 годны для помещения. При Анастасиином монастыре нет поместительных амбаров для съестных припасов, удобного скотного двора и вовсе нет удобного места для склада дров. Сестры монастыря во всех отношениях внешнего монастырского общежития терпят стеснение и затруднение.

Что же касается Богоявленского монастыря, то, по освидетельствовании его, комиссия в донесении своем епископу Платону присовокупила, между прочим, следующее к данным, заключающимся в прошении игумении Марии. Богоявленский соборный храм для открытия в нем богослужения требует значительного исправления; Никольская же церковь по исправлении иконостаса и (с. 104) незначительных повреждений может быть в скором времени открыта для совершения богослужения; в Смоленской церкви, в которой непрерывно оно совершается начальством и священнослужителями духовной семинарии, иконостас благовиден, пол прочен; лишь в арке между западной стеной и внутренними двумя столбами видны трещины и требуют исправления. При устройстве девичьей обители на месте Богоявленского монастыря два каменных корпуса, один из которых занят семинарской больницей, и несколько келлий под Смоленской церковью, уже утратившие свое первобытное назначение и употребление и постепенно приходящие в ветхость и разрушение, могли бы служить для сестер монастыря удобным и даже необходимым на первый раз помещением; прочие деревянные службы монастырские, теперь бесполезные, также могут быть приспособлены к делу монастырского хозяйства. Между прочим самая местность, занимаемая бывшим Богоявленским монастырем, как обнесенная высокой каменной стеной [3] и имеющая ровную площадь на пространстве 8264 квадратных сажен, представляет много удобств к устройству на ней девичьего монастыря по самому лучшему плану. Денежные вклады Богоявленского монастыря, переданные в Игрицкий, заключаются в 13 билетах [:] а) на 4000 [рублей] ассигнациями, и б) на 914 рублей 58 копеек серебром.

(с. 105) По соображении всех обстоятельств дела комиссия нашла, что перемещение Крестовоздвиженского девичьего монастыря в упраздненный Богоявленский сколько необходимо и удобно для девичьего монастыря, столько благовременно, полезно и выгодно для Богоявленского монастыря. Одними средствами, указываемыми игуменией Марией, могут быть достигнуты две важные цели: без особенного отягощения казны может быть приведен в надлежащее благоустройство девичий монастырь, в чем настоит для него существенная потребность ввиду непреодолимых затруднений по неудобству его места, – и возобновлен упраздненный древний Богоявленский монастырь, который уже 16 лет обгоревшими развалинами своих древних святынь представляет в себе жалкое для всех безобразие. Притом расходы на устройство девичьего монастыря на месте Богоявленского при вышеизъясненных условиях и средствах не должны превышать той суммы, какая требуется для того на месте Крестовоздвиженского монастыря. И более выгодным и полезным признается употребить капитал на устройство обители на месте, выгодном во всех отношениях, чем на неудобном.

Что же касается предназначения местности Богоявленского монастыря на устройство зданий для Костромской духовной семинарии, та же комиссия представила с своей стороны на благорассуждение епархиального начальства следующие соображения: а) местность Богоявленского монастыря со всеми зданиями при ней и в ней приспособлена удобством более для монастыря, чем для семинарии; б) высокая монастырская ограда представляет особенное удобство для монастыря, а для семинарии затруднение. Поддержание высоких стен монастырских в надлежащем их виде послужило бы к излишнему, очень значительному обременению духовно-учебного ведомства; почему во избежание излишних трат для казны в проекте об устройстве семинарии на местности Богоявленского монастыря необходимо соединена будет разломка не только Богоявленской церкви, но и Никольской-Салтыковской. Но при возобновлении монастыря с помещением в нем женской обители сии церкви сохранятся (с. 106) как священные памятники древности и будут существовать с постоянной пользой для обители; в) Смоленская церковь также останется излишней и очень обременительной для семинарии, ибо в зданиях семинарских устроена будет домовая церковь, приспособленная к своему назначению. Между тем эта церковь по передаче в ведение девичьего монастыря составит одну из дорогих для него святынь по благоговейно чествуемому всеми жителями города Костромы чудотворному образу Смоленской Божией Матери, и г) для устройства духовной семинарии нетрудно отыскать в городе Костроме удобную землю, причем ценность земель в городе еще незначительна. 

Находя изложенные выше сведения достаточными, епископ Платон сносился с начальником Костромской губернии. Последний отношением от 24 августа уведомил, что со стороны гражданского начальства не только не встречается препятствий к осуществлению предположений о перемещении Крестовоздвиженского девичьего монастыря в упраздненный Богоявленский, но возобновление разрушающихся зданий бывшего сего монастыря послужит украшением для города и может вместе соответствовать лучшим видам городского благоустройства. Но главное затруднение к передаче обгоревшего Богоявленского монастыря Крестовоздвиженской девичьей обители представлялось в том, что местность этого монастыря предназначалась для духовной семинарии. Между тем известный уже нам ход дела по постройке семинарии устранял это затруднение. Поэтому семинарское начальство, которому не раз было дано знать о необходимости приобретения другой для семинарии местности, уже не имело побуждений отстаивать в своем владении местность Богоявленского монастыря и теперь заявило, что с его стороны нет препятствий к переведению Крестовоздвиженской женской обители на место упраздненного мужского монастыря.

Все эти сведения представлены были на усмотрение Святейшего Синода, при чем преосвященный Платон написал в своем донесении следующее. «По сведениям и соображениям членов комиссии нахожу просьбу Костромского девичьего монастыря (с. 107) игумении Марии с сестрами о перемещении монастыря на местность, занимаемую Богоявленским, не только заслуживающей уважения, но полагаю, что усердие и желание сохранить древний памятник благочестия, уважаемый гражданами Костромы, без больших пожертвований от казны – составляет особенную заслугу со стороны игумении Марии. Граждане Костромы чрезвычайно дорожат всеми обгоревшими и разрушающимися зданиями упраздненного Богоявленского монастыря. Уже несколько лет прошло, как предписано сломать все здания его. Но при виде обнаружившегося в городе неудовольствия и соболезнования, когда были разбираемы некоторые обгоревшие здания, представляется необходимым откладывать сломку всех зданий до последней возможности. Хотя средства Крестовоздвиженского монастыря недостаточны для совершения предполагаемых построек на месте бывшего монастыря, но как начальству девичьего монастыря необходимо теперь же и на настоящем месте приступить к устройству и исправлению зданий монастырских на весьма значительную сумму, то гораздо выгоднее на ту же сумму устраивать новые здания на местности, занимаемой упраздненным Богоявленским монастырем, тем более что монастырское начальство имеет в виду особых благотворителей, обещающих оказать пособие при восстановлении Богоявленского монастыря. К исполнению этого важного и трудного дела игумению Марию нахожу весьма способной по ее неутомимой ревности и деятельности, по отличному образованию, по опытному знанию нужд и потребностей монастырских и по тому уважению, каким она пользуется в Костромской епархии».

Далее следовало изложение самого ходатайства епископа Платона пред Святейшим Синодом о восстановлении упраздненного Богоявленского монастыря с передачей его местности, зданий, денежных билетов, также различных вещей и церковной утвари, находившихся в Игрицком монастыре, инокиням Крестовоздвиженской девичьей обители и с наименованием возобновляемого монастыря «Богоявленско-Анастасииным» Отдельные пункты этого ходатайства, посланного 7 октября, почти все были утверждены Святейшим Синодом.

 

Примечания автора

(с. 94)

1. По недостатку сведений нет возможности перечислить всех настоятельниц Анастасиина-Крестовоздвиженского монастыря – притом в хронологическом порядке. Поэтому здесь указываются только те игумении, имена которых почему-либо упоминаются в различных документах. Таковы: 1) Улия-Юлия упоминается в грамоте 1623 года; 2) Феодора Дементьева в 1626 году; 3) старица игумения Каптелина Останкова в 1656 году; 4) Елена упоминается в царствование Алексея Михайловича; 5) Анисья в 1666 году; 6) Параскева в 1712 году; 7) Александра Зворыкина упоминается в 1743 году, в 1764 году приняла схиму; 8) Анфиса Жадовская упоминается в 1753–1763 годах; 9) Клавдия, в 1764 году при ней упразднен Анастасиин монастырь; 10) Акилина, в 1764 году настоятельница Крестовоздвиженского монастыря, в который переведены были монахини из закрытого Анастасиина; 11) Нимфодора в 1771–1772 годах; 12) Клавдия, вероятно одно и то же лицо с настоятельницей бывшего Анастасиина монастыря; управляла Крестовоздвиженским монастырем с 1772 по 1774 год; 13) Нектария состояла игуменией с 1774 по 1789 год; при ней совершилось восстановление прежде бывшего Анастасиина монастыря; 14) Маргарита, игумения по 1791 год; 15) Александра Мятлева, из дворян Нерехтского уезда, по 1811 год; 16) Сусанна, из духовного звания Нерехтского уезда, по 1829 год (+ в феврале 1832 года); 17) София Лизунова, из дворян Пензенской губернии, игумения по 1847 год; за свою многоплодную деятельность для монастыря награждена была наперсным крестом; 18) Платонида, из обер-офицерских детей Нижнего Новгорода, до начала 1863 года; 19) Мария Давыдова, + 1889 г[ода], первая игумения восстановленного Богоявленского монастыря и вместе Крестовоздвиженского-Анастасиина монастыря, и 20) ныне управляющая также обоими монастырями Евпраксия.

(с. 100)

2. Кафедральный протоиерей Мартин Беневоленский – впоследствии архимандрит Иаков, наместник Ипатьевского монастыря; протоиерей девичьего монастыря Муравьев и протоиерей А. Магнитский.

(с. 104)

3. По свидетельству этой же комиссии, ограда монастыря по всей окружности имела 382 сажени, именно: южная сторона ее 68 сажен, восточная 104 сажени, северная 90 сажен и западная 120 сажен. Высота ограды с восточной, западной и северной сторон 2 1/2 сажени, с южной стороны 3 сажени 1 аршин. Толщина ограды не одинакова: снизу в 2 1/2 аршина, а к верху в 1 аршин 2 вершка. Небезынтересным в представлении комиссии представляется следующее описание тогдашнего состояния ограды. Юго-восточный и северо-восточной углы ограды, где были устроены башни, по ветхости угрожавшие падением, разобраны: первый на протяжении 28 сажен, а второй на 5 сажен. На восточной стороне, в средине, ограда по ветхости разобрана на протяжении 3 сажен. Вся южная сторона ограды имеет небольшую наклонность к северу; по западной стороне видны в пяти местах трещины, которые, простираясь сверху ограды, в начале имеют до 1/2 вершка ширины, длиной от 1/2 до 1 аршина. Со всех сторон к ограде поставлены контрфорсы. В ограде две каменные башни: на северо-западном углу четвероугольная, 4 сажени по длине и ширине, и другая в средине западной стены осьмиугольная – 6 сажен ширины. Ограда ничем не покрыта. 


Предыдущая глава

Следующая глава