К оглавлению   

Скачать книгу в формате PDF

(с. 108)

ПЕРИОД ТРЕТИЙ.

 

I. Восстановление упраздненного Богоявленского монастыря и торжество первого служения в нем с участием инокинь Крестовоздвиженской женской обители.

По рассмотрении вышеизложенного донесения костромского преосвященного Платона Святейший Синод нашел, что при настоятельной необходимости в благоустройстве обветшавших и непоместительных зданий Крестовоздвиженского девичьего монастыря и затруднениях к тому, встреченных со стороны местности оного, предположение о перенесении этой обители на местность, занимаемую мужским Богоявленским монастырем, заслуживает полного внимания, тем более что оно в случае осуществления послужило бы и к восстановлению благоговейно чтимого местными гражданами Богоявленского монастыря как древнего и священного памятника, остающегося в развалинах по неимению средств к его восстановлению.

Ввиду этого Святейший Синод с высочайшего утверждения определением 11/27 ноября 1863 года постановил: 1) Костромской Крестовоздвиженский Анастасиин девичий монастырь перевести на место упраздненного Богоявленского монастыря и по перемещении именовать Богоявленским-Анастасииным монастырем – с оставлением его в том же третьем классе, в каком он ныне состоит, и при том же окладе содержания от казны, каким ныне пользуется; 2) таковое перемещение женского монастыря произвести на средства монастыря и пособие от доброхотных дателей и притом постепенно по мере сих способов; 3) до времени окончательного устройства монастыря на новом месте оставить в распоряжении начальства оного все здания нынешнего Крестовоздвиженского монастыря, а перемещение сестер женской обители в новоустроенный монастырь совершить (с. 109) по окончательном устройстве сего последнего, и затем поручить костромскому епархиальному начальству войти в соображение об устройстве в зданиях ныне существующей девичьей обители училища и приюта для престарелых лиц духовного звания под надзором монастырского начальства, коему столь свойственно попечение и участие в деле человеколюбивого служения ближним; 4) билеты кредитных учреждений, пожертвованные в бывший Богоявленский монастырь для поминовения усопших и переданные по упразднении оного в монастырь Игрицкий (всего на сумму 2056 рублей 65 копеек), возвратить из сего последнего в Богоявленский-Анастасиин монастырь, предоставив вместе с тем костромскому епархиальному начальству, по собственному его усмотрению, возвратить в Богоявленский монастырь некоторые из ризничных и утварных вещей, принадлежавших тому монастырю и переданных по упразднении оного в Игрицкий монастырь; 5) находящиеся в местности Богоявленского монастыря церкви Богоявленскую [1], Николаевскую и Смоленскую со всей утварью, ризницей и суммами, равно все прочие строения и материалы, оставшиеся от разборки некоторых зданий, тоже передать в ведение начальства девичьего монастыря; сумму же 2890 рублей, вырученную от продажи кирпича и щебня, добытых от разломки на счет семинарской и духовно-учебной суммы некоторых строений упраздненного монастыря, передать в распоряжение духовно-учебного управления; 6) деревянные здания, устроенные семинарским [2] начальством на местности упраздненного монастыря до времени перемещения (с. 110) Крестовоздвиженской обители, оставить в распоряжении семинарского правления; 7) затем распоряжение относительно способа устройства помещения для Костромской семинарии поручить духовно-учебному управлению.

Этот указ Святейшего Синода получен был в Костроме в самом исходе 1863 года, а 7 января 1864 года совершилось трогательное торжество введения инокинь во владение бывшим мужским монастырем. Канун этого дня был великим храмовым праздником в обители Богоявленской, но последний, вследствие совпадения с храмовым празднеством в теплом кафедральном соборе, в прежние времена до 1847 года совершался в ней 6 числа вечером всенощным богослужением, а 7 числа литургией в честь Богоявления Господня. Теперь с благословения преосвященного инокини Крестовоздвиженского монастыря должны были в первый раз совершить храмовое торжество в переданной им полуразрушенной обители так, как оно обычно происходило в ней до 1847 года. Во все городские церкви, по древнему обычаю, приносится в храмовые праздники из кафедрального собора чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. В день Богоявления Господня, по освящении воды на реке Волге, эта величайшая местная святыня с крестным ходом пронесена была мимо девичьего Анастасиина монастыря; инокини с благоговением встретили святую икону у ворот и проводили ее в Смоленскую часовню. В находящейся при оной часовне церкви в первый раз при участии инокинь было совершено епископом Платоном всенощное бдение и 7 дня Божественная литургия. На церковное торжество явились все представители города, выражая тем искреннее сочувствие к делу восстановления упраздненной обители. По окончании литургии, пред благодарственным молебствием, преосвященный сказал глубоко-назидательное слово, в котором призывал к радости и благодарности Господу сонм иночествующих дев и всех ревнителей восстановления древней обители. В конце он говорил: «С пророками, кажется, мы видим, что самые камни сей обители облекаются веселием, и слышим, что от радости потрясаются (с. 111) и кости здесь почивших отцев и братий и говорят: Господи, Господи, кто подобен Тебе? Ибо здесь опять не один раз в день будет возноситься бескровная жертва об их упокоении и спасении всех, опять возобновятся на сем месте молитвы, коленопреклонения, бдения и пощения, опять начнется равноангельская жизнь. Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей и соверши и, егоже насади десница Твоя (Пс. 79, 15–16)». 

Вслед за этой живой и сильной речью, влившей отраду в души всех многочисленных слушателей, для которых восстановление и процветание Богоявленской-Анастасииной обители теперь представлялось уже близким, было совершено благодарственное молебное пение с умилительным прочтением самим преосвященным акафиста Божией Матери пред Ее чудотворным Смоленским образом. Эта икона, с 1779 года прославившаяся многими чудотворениями и всегда привлекавшая к себе сердца верующих, теперь особенно изящно украшена была живыми цветами и разноцветными лампадами от усердия новых хранительниц этой древней святыни. После акафиста была с коленопреклонением прочитана нарочито составленная епископом Платоном молитва ко Пресвятой Владычице пред чудотворным Ее ликом, в которой вся надежда на восстановление Богоявленской обители возлагалась на всемощное заступление Царицы Небесной. Эта молитва – на память о первом торжестве, бывшем 7 января – и до сих пор читается в Смоленской церкви монастыря каждую субботу после акафиста во время всенощного бдения. Вот текст ее. «О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию прибегающе, молимся Ти пред сею честною Твоею иконою, дивными чудесы просиявшею, не затвори нам грешным щедрот Твоих, Всенепорочная, не отвергни нас притекающих к Тебе, Милосердая, умоли Твоего Сына и Бога Господа нашего Иисуса Христа, да Своею благодатию возставит, устроит и хранит сию обитель, ко спасению душ себе уневестивших Ему. Сама благая сущи, Мати Вышняго, пребуди неотступна от обители сея, яко жребия до(с. 112)стояния Твоего, и всесильными Твоими молитвами покрывай выну подвизающихся в ней и сохраняй от всех бед и нужд душевных и телесных. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево. С умилением и дерзновением молим Тя, Преблагословенная Владычице, приемли милостиво молитвы, прошения и благодарения и всех с верою притекающих к сему честному Твоему образу приносящи я Сыну Твоему, даруй всем нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту ума, исправление греховной жизни и оставление прегрешений, избавляй нас от греховных искушений и падений, от навета злых человек, от всяких напастей, скорбей и бед и от напрасныя смерти и по преставлении от жизни сей свободи нас от воздушных мытарств и вечныя муки, да вси мы чтущии и хвалящии Тя сподобимся Небеснаго Царствия и со всеми святыми славим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков, аминь».

Ближайшее после описанного торжества время до месяца мая, без сомнения, было неудобно для построек, и оно прошло в приготовлении материалов для них, причем инокини обнаружили самую усиленную деятельность. Так, в этот краткий промежуток времени они успели еще к 11 числу апреля принять от бывшей комиссии по разломке зданий Богоявленского монастыря 294 тысячи кирпича, 115 1/2 кубических сажен булыжного камня, 146 1/2 кубических сажен щебня и разного железа до 500 пудов. К 28 апреля уже закончен был прием по описям принадлежавших ранее Богоявленскому монастырю ризничных вещей [3], книг и капиталов, которые в самом конце 1847 года (с. 113) переданы были в Игрицкий монастырь. Из Ипатьевского монастыря тогда же возвращены были различной величины колокола Богоявленского монастыря. Что касается известных нам угодьев и оброчных статей, перешедших к Ипатьевскому монастырю, то они остались за ним, а инокини восстановленного Богоявленского монастыря удовольствовались лишь теми, какие издавна считались за Крестовоздвиженской-Анастасииной обителью.

 

Примечания автора 

(с. 109)

1. Епископ Платон между прочим ходатайствовал и о том, чтобы на отделку Богоявленской церкви была отпущена из казны сумма, имеющая состояться на торгах, которые следовало произвести вновь по смете, уже одобренной Святейшим Синодом, но этот пункт ходатайства остался без удовлетворения. 

2. В Богоявленском монастыре семинария пользовалась Смоленской церковью для совершения богослужения; еще в каменном двухэтажном здании монастыря помещалась семинарская больница; в трех комнатах одноэтажного каменного здания – аптека; также семинарии здесь принадлежали деревянная баня, конюшня из горбылей и досчатый сарай для экипажа. 

(с. 112)

3. Из древней утвари церковной ныне имеются в ризнице Богоявленско-Анастасиина монастыря следующие замечательные предметы: три серебряных креста воздвизальных (от 1610 года по старце Варлааме, от 1662 года – дар игумена Герасима и от 1759 года на поминовение по М.П. Салтыкове); драгоценные ризы и бархатная епитрахиль от 1613 года, дар Д.М. Пожарского; от 1618 года золотой панагийный крест; сребропозлащенная чаша от Н.В. Кафтырева в 1635 году; два сребропозлащенных сосуда, вклад Д.В. Кафтырева в 1636 году и еще Я. Волконского в 1666 году; два кадила серебряных – дар М.М. Салтыкова в 1641 году и М. Шаровникова в 1676 году; се(с. 113)ребряная золоченая ладоница от архимандрита Павла в 1684 году и три большого размера напрестольных евангелия с богато украшенными серебряными досками: вклад от 1639 года Д. Кафтырева, от 1641 года З. Лукошкова и от 1704 года боярыни А.В. Салтыковой; еще очень древние шелковые воздухи с вышитыми священными изображениями. 


Предыдущая глава

Следующая глава