К оглавлению   

Скачать книгу в формате PDF

(с. 135)

IV. Благоустроение Богоявленско-Анастасиина монастыря после пожара в 1887 году.

В то время как неусыпными стараниями игумении Марии оба монастыря, восстановленный Богоявленский и упраздненный Крестовоздвиженский, приведены были в надлежащее благоустройство, труды и испытания деятельной игумении однако же не кончились: ей еще раз выпала скорбная труженическая доля по возобновлению обоих монастырей. Страшный пожар 18 мая 1887 года, начавшийся в доме Логинова, частью истребил, частью повредил сильно большую часть зданий сначала в Крестовоздвиженском монастыре, а затем и в Богоявленском. Набежавший во все строения первой обители народ для спасения имущества бил окна и чрез них выбрасывал шкафы, столы и прочее. Так, в главной сельской лечебнице в стенах Крестовоздвиженского монастыря выбиты все рамы летние и зимние числом 135, поломаны выбрасываемые из больничных палат (с. 136) кровати, шкафы и мебель. Между тем буря разносила во все стороны пламя и горящие головни, от которых загоралось выносимое из корпусов имущество; частью сгорело, частью похищено много аптекарской посуды, чайной, столовой, кухонной, погребной, прачечной. Утраты только по этим зданиям, которые составляли часть учреждения, относящегося собственно до общества Красного Креста, оценены были от 9 до 10 тысяч рублей. На другой день после пожара Крестовоздвиженский монастырь представлял собой грустную картину разрушения. Здесь сгорели дотла: каменный двухэтажный училищный корпус со всеми учебными пособиями, классными и дортуарными принадлежностями; при нем кухня, два погреба, кладовые, подвал; крытая железом каменная баня и прачечная; каменный скотный двор. В Богоявленском монастыре тогда же обгорели дотла: Смоленская часовенная церковь и примыкающий к ней больничный корпус, также трапезный корпус; остались лишь каменные стены. Сгорела устроенная в 1865 году в западной башне колокольня с шатром, покрытым железом; колокола упали; большой же в 158 пудов 2 фунта и несколько других меньшего веса разбились и слились в комки. Сильно обгорели две башни – юго-восточная и северо-западная; но к великому удивлению и в этот пожар среди яростного пламени чудесно уцелела только деревянная часовня Никольская. Требовалось много усилий со стороны пожарной команды для того, чтобы спасти от огня великолепный, сиявший своими многими крестами собор, которому большая опасность угрожала с южной, западной и северной сторон; но только на западной стороне новой пристройки собора крыши и главы частью сгорели, а частью разломаны и уничтожены. Общий в обоих монастырях убыток от этого пожара простирался приблизительно до 75 тысяч, между тем ни одно монастырское здание не было застраховано. Таким образом, потребны были громадные суммы на возобновление обоих монастырей. В это бедственное для монастыря время на посильную помощь ему пришли граждане костромские и иногородние благотворители. Уже до 1 января 1888 года пожертвован(с. 137)ная ими сумма простиралась свыше 14 тысяч рублей и по сборным книгам 3744 рубля. Государыня императрица, «сердечно соболезнуя о несчастии, постигшем Богоявленско-Анастасиин монастырь, и желая с своей стороны способствовать скорейшему восстановлению зданий, поврежденных пожаром, изволила пожаловать от щедрот своих 3000 рублей, твердо уповая, что в виду многосторонней и благотворной деятельности игумения Мария найдет вскоре утешение в приношениях на сооружение всего, что сделалось жертвой пламени и пострадало от огня» (извещение в июле 1887 года). Сумма эта употреблена была на возобновление Богоявленского собора, колокольни и других зданий в Богоявленском монастыре. На устроение зданий, необходимых для санитарного учреждения, тогда же поступило из главного управления Российского общества Красного Креста 1000 рублей в единовременное пособие и заимообразно 4000 рублей.

Невыразимо тяжелые дни переживала матушка игумения со времени пожара до осени 1888 года, когда в двух обгоревших монастырях необходимо было восстановлять все погоревшее, устроять помещение и все самое необходимое по хозяйству и по содержанию почти на 400 сестер. Много усиленных трудов потребовалось, чтобы успеть в этот краткий срок предварить наступление продолжительной костромской зимы; стремление всех одновременно погоревших с Богоявленским монастырем приготовить себе жилище к зиме – крайне возвысило цены на все строительные материалы и всякого рода рабочие руки. В это время при надломленных силах и болезни матушки Марии однако произведены были с помощью Божией следующие работы в Богоявленском монастыре: 1) на соборном храме устроены были новые стропила; новая железная кровля; четыре главы обиты жестью; 2) на галерее, соединяющей собор с колокольней, перекрыты и отштукатурены своды; кровля покрыта новым железом; устроены новые переплеты в окна; 3) колокольня возобновлена в прежнем виде; вместо сгоревшего осьмигранного шатра на ней вновь устроен (стоимостью в 2548 рублей) (с. 138) по прежнему плану новый, крытый железом; большой, растопившийся от пламени колокол заменен в 1888 году новым в 200 пудов 3 фунта, отлитым в Москве с возобновлением прежней надписи на нем; 4) в сгоревшей Смоленской церкви сделана лестница, восходящая к чудотворной иконе Божией Матери, а в 1888 году обгорелые стены этой церкви исправлены и скреплены новым кирпичом и цементом. Также здесь возобновлены некоторые жилые помещения; возобновлено в прежнем виде все внутреннее устройство в трапезном корпусе (стоило 12393 рубля), а в 1888 году пристроены в нем все сгоревшие разные хозяйственные холостые пристройки. Два каменных корпуса, при Смоленской церкви и рядом с ним больничный, покрыты железной кровлей. В просфоропекарне с жилыми при ней келиями вновь произведено все внутреннее устройство (стоило 3296 рублей); вновь устроен крытый переход, соединяющий трапезный корпус с собором; в двух каменных сторожках при въездных воротах возобновлено (стоило 668 рублей) внутреннее устройство и обе покрыты железом; сделаны все потребные исправления в прачечной и бане; устроены три деревянных погреба и покрыты тесом. В 1888 году на западной стороне в обгоревшем двухэтажном корпусе вновь устроены по прежнему плану жилые келии, больница с аптекой для сестер монастыря, баня, прачечная; еще восстановлена в прежнем виде обгоревшая башня на юго-восточном углу. В Крестовоздвиженском монастыре в сентябре 1887 года построен был новый больничный барак (3253 рубля) – 12 сажен длины и 6 сажен ширины, деревянный на каменном фундаменте, крытый железом; в сгоревшем классном корпусе внутренне отделана и уже населена одна часть, а в 1888 году нанесен второй этаж для помещения дортуаров; отстроены прачечная и каменная баня и покрыта железом новая деревянная кухня, крытая тесом; погреб, деревянная сторожка, скотный двор. В 1888 году в каменном корпусе с юго-западной стороны устроена по-прежнему классная зала для преподавания фельдшерского курса; поновлена Ризположенская церковь снаружи и внутри, равно и (с. 139) вся колокольня; Сретенская церковь также вновь окрашена белой краской, а главы и кровля – зеленой масляной. Так усердием игумении Марии снова почти восстановлена была обитель менее чем в два года, при чем на ремонт обгоревших зданий в Крестовоздвиженском монастыре израсходовано 7067 рублей серебром.

При этих многообразных хлопотах игумения Мария возымела благую мысль соединить возобновление Смоленской церкви с памятью о чудесном избавлении царского семейства 17 октября 1888 года. В особом докладе г[-ну] обер-прокурору Святейшего Синода К.П. Победоносцеву она писала, между прочим, следующее: «Богоявленский монастырь на царские щедроты, при пособии добровольных пожертвований, в настоящее время приводится к прежнему благоустройству. Остается обгоревшая находящаяся на юго-западном углу ограды Смоленская церковь с написанной в ней на стене чудотворной Смоленской иконой Божией Матери, чудесно во время пожара сохранившейся (как и в пожар 1847 года). Благоговейно чтя сию икону, жители Костромы в начале нынешнего года внесли в монастырь до 2000 рублей на первые расходы по возобновлению церкви, к чему и было приступлено. Но в настоящее время общее усердие к восстановлению Смоленской церкви воспылало еще иной благочестивой ревностью. Совершившееся чрезвычайное чудо милосердия Божия над священной особой Его величества и благословенной августейшей семьей его сосредоточило чувства, мысли и пламенные желания Богоявленской обители на том, чтобы возобновление Смоленской церкви соединено было для нас с возможностью благолепно и наглядно увековечить памятование великих и дивных милостей Всевышнего к России. Эта цель достигнется постановкой в новом иконостасе икон святых, имена коих носят ознаменованные особой милостью Божией члены царствующего Дома, а также и иконы святых, празднуемых в знаменательный для всей России день 17 октября, с тем чтобы не только инокини Богоявленской обители, но и каждый из благочестивых царелюбивых костроми(с. 140)чей во всякое время дня могли возносить благодарственные Господу молитвы за явленное уже чудо и о долгоденственном благоденствии царствующего Дома пред иконой Богоматери. Монастырские сестры с благоговейным усердием испрашивают себе выполнение доступных им работ, каковы: золочение и чеканка иконостаса, написание икон, изготовление ризницы и тому подобное. Архитектор с усердием предлагает бесплатное составление потребных планов и рисунков. Иконостасный мастер принимает на себя столярную и резную работу для иконостаса и киот; многие лица женского пола из разных сословий просят сделать их участницами в отделке церкви; разные торговцы и мастеровые обращаются с подобными же заявлениями усердия. Нисколько не сомневаюсь, что не будет остановки и в денежных средствах: были сделаны уже и подобные предложения»… На этом докладе государь император изволил написать: «Эта мысль очень хорошая, и я рад за игумению Марию, потому что, благодаря этому стечению обстоятельств, постройка и украшение храма пойдут успешно».

Однако при всем своем пламенном и благочестивом усердии игумения Мария не имела ни физических сил, ни достаточных средств к тому, чтобы довести до конца означенное благое предприятие. Многосторонняя ее деятельность, требовавшая постоянного напряжения душевных и телесных сил, не могла не подорвать и самое крепкое здоровье, каким она не обладала, особенно со времени последнего пожара, потребовавшего усиленных трудов по возобновлению погоревших зданий в обоих монастырях. Глубоко потрясенная пожаром игумения Мария с трудом перенесла постигшую ее в том же году тяжкую болезнь. Во второй половине 1888 года она сильно простудилась; болезнь эта в декабре возобновилась, притом в столь сильной степени, что положение игумении признано было безнадежным. Тогда матушка Мария озаботилась приведением в порядок своих и монастырских дел и приготовилась, как истинная христианка, к отшествию в другой мир; почила о Господе во втором часу утра 29 января 1889 года. Тело ее поло(с. 141)жено было в приготовленном ею еще при жизни кипарисовом гробе и погребено в усыпальнице вблизи невредимо сохранившегося тела неизвестного схимонаха, и здесь над прахом ее воздвигнут мраморный памятник.

Из представленного очерка восстановления Богоявленского монастыря видно, насколько обширна была и плодотворна ее деятельность, которая распространялась на все отрасли управления Богоявленским и Крестовоздвиженским монастырями. Прожив в стенах монастырских и посвятив себя Богу в течение 41 года, она увековечила свою иноческую жизнь многоплодной общественной благотворительностью. Так, ею учреждены училище для девиц преимущественно из духовного звания, также в принадлежащих монастырю местностях – сельские лечебницы и начальные училища, о чем будет сказано ниже. Нельзя здесь не упомянуть и о том, что когда высшее правительство открыло в Костроме училище для слепых девочек, последнее также встретило благотворную поддержку со стороны игумении Марии. Она устроила для него бесплатное помещение в монастырском доме и затем много способствовала приобретению для него удобного дома за недорогую цену. Особенно же этой деятельной игумении Богоявленская обитель много обязана увеличением земельных владений. После того как с восстановлением ее угодья и оброчные статьи, принадлежавшие ей до 1847 года, остались во владении Ипатьевской обители [1], Богоявленский женский монастырь унаследовал лишь угодья причисленной к нему Крестовоздвиженской обители. Так, к нему перешли: высочайше пожалованные в 1797 году: а) сенокосная земля в разных местах в количестве 32 десятины 1870 сажен; с этого количества монастырь ныне уплачивает земские повинности; б) мукомольная мельница на реке Мезе (на протяжении 1280 сажен) и при ней маслобойный завод; в) рыб(с. 142)ные ловли (25 десятин 700 сажен) при деревне Савиновке и речке Ильдомке Костромского уезда; г) каменная полулавка в масляном ряду города, по завещанию пожертвованная в 1849 году Крестовоздвиженскому монастырю [2] мещанкой П. Малороссияновой, и д) в 1859 году высочайше пожалованная пустошь Калашникова Рылово (в ней по плану 1871 года земли 118 десятин 1230 сажен), известная под названием Назаретской пустыни. В ней при игумении Марии благоустроена монастырская ферма с полевым, огородным и молочным хозяйством; для жительства настоятельницы (летом) и сестер монастыря (коих здесь от 50 до 60) устроены три больших деревянных корпуса и два малых и множество хозяйственных и надворных строений. Здесь имеется домовая церковь, освященная в 1874 году в честь Рождества Пресвятой Богородицы; над алтарем церкви устроена колокольня. Ввиду незначительности означенных угодий игумения Мария много озабочена была изысканием средств к безбедному содержанию своего любимого монастыря, и только глубокое к ней уважение и влиятельность на горожан могли располагать наиболее состоятельных лиц и правительство к значительным денежным и земельным пожертвованиям. Так, в ее управление Богоявленскому монастырю: 1) в 1868 году штабс-капитаном Вас. Домашневым пожертвована пустошь Логинцева (23 десятины 2113 сажен) близ села Иваниково и деревни Болоцкой; 2) в 1882 году различными лицами принесены в дар следующие места, надлежащим образом укрепленные за монастырем: а) рядом с пустошью Рыловой земля по пустоши Заскочихе – в 4 пахотных десятины; б) в Константиновской части города Костромы пустопорожние огородные земли: в Воздвиженской улице в количестве 698 квадратных сажен; на Заводской улице – 485 сажен; на Полянской улице 280 сажен и еще 808 сажен в 1883 году, и в 1886 году по Троицкой улице 276 сажен; 3) в 1886 году 17 ноября высочайше пожалованы женскому мо(с. 143)настырю из казенных земель Костромского уезда три лесных дачи: а) Песоченская при Назаретской пустыни; б) Беркинская и пустошь Тепра в 70 верстах, близ реки Шачи, и в) Стрелковская в 25 верстах от Костромы при монастырской мельнице – общей площадью в 1248 десятин 43 квадратных сажени, и еще две оброчные статьи вблизи Игрицкого монастыря: Внуковская и Больше-Дубянская, площадью в 48 десятин 800 сажен. Всего же в 1886 году высочайше даровано 1296 десятин 843 сажени. Благодаря этим ценным пожертвованиям при игумении Марии, Богоявленская обитель могла удовлетворять своим многоразличным нуждам. С лесных дач она получает строевой и дровяной лес – с одной стороны для возведения новых зданий и ремонта старых, и с другой – для отопления зданий своих и состоящих при ней учреждений. Пожнями монастырь частью пользуется сам, частью отдает в аренду. Рыбные ловли, лавка и кладовые всегда отдаются в аренду. Принадлежащая монастырю земля в городе и в Назаретской пустыни возделывается сестрами в воспособление общего содержания. Кроме того, на содержание игумении с сестрами [3], священно-церковнослужителей [4], на церковные потребности и ремонт монастыря получается ежегодно жалованье в размере 380 рублей 27 копеек. Однако, при почти непрерывном производстве новых построек или ремонта в монастырских храмах и других зданиях, различные доходы женского монастыря по справедливости признавались и признаются начальством его далеко не достаточными для приведения обители в наилучшее благоустройство. Для достижения последнего и бы(с. 144)ла игуменией Марией беззаветно отдана вся жизнь, сюда направлены были все стремления ее и силы до самой смерти. За беспримерно усердное прохождение должности настоятельницы монастыря она в 1865 году достойно награждена от Святейшего Синода выдаваемым золотым наперсным крестом и в 1871 году золотым же крестом из собственного Его величества кабинета, украшенным драгоценными камнями, и наконец в 1882 году благословением Святейшего Синода с грамотой. Нельзя здесь не упомянуть и о том, что игумения Мария пользовалась особенно благосклонным вниманием покойной государыни императрицы, которая между прочим изволила ей послать в дар два драгоценных креста, пасхальное яйцо, устроенное в виде лампады, и много милостивых телеграмм; все это сохраняется в монастырском архиве.

Много потрудилась игумения Мария как во внешнем благоустройстве и благоукрашении обители, так и во внутреннем духовном назидании сестер, вверенных ее водительству. Для нравственной характеристики покойной игумении приведем несколько выразительных слов из надгробной речи отца А.И. Красовского [5]: «Заботясь о внешнем благоустройстве двух обителей, всечестная матерь игумения не оставляла заботы о нравственном преуспеянии и вечном спасении вверенных ее попечению сестер. Для назидания их она весьма часто читала извлечения из творений святых отец и в церкви, и в трапезе. Она требовала, чтобы богослужение совершалось неспешно, благолепно и назидательно, – чтобы церковное чтение было ясное и выразительное, пение было истовое и умилительное. В управлении она была строга, взыскательна, но и милостива, если видела в виновных искреннее раскаяние и исправление жизни. По отношению к себе она была весьма строга и чрезвычайно деятельна. Весьма часто за делами своих монастырей она проводила целые ночи и к утрени шла в церковь. Поистине она (с. 145) была для вверенной обители образ словом, житием, любовию, духом, верою и чистотою».

Непосредственной преемницей покойной Марии состоит игумения Евпраксия, которой выпала нелегкая доля продолжать и заканчивать начатые работы по возобновлению Богоявленского и Крестовоздвиженского монастырей. Известная опытностью в созидании и благоустройстве обителей, достопочтенная игумения со времени своего настоятельства в Богоявленско-Анастасиином монастыре, уже ранее хорошо известном [6] ей, обнаруживает постоянную заботливость и великие труды по благоукрашению храмов Божиих и улучшению хозяйства в обоих монастырях и попечение о доброй жизни инокинь и поддержании и усовершенствовании учебных и благотворительных монастырских учреждений. Уважая смирение и скромность здравствующей матушки игумении, мы лишь в общих чертах изобразим ее труды, которые бесспорно должны иметь свое место и значение в истории заведуемой ею обители.

Так, при деятельном участии игумении Евпраксии произведены следующие работы в Богоявленском монастыре. В соборном храме в 1889 году возобновлена вся внутренняя окраска стен и живописи и произведено вновь несколько живописных изображений; пред иконостасом устроен широкий деревянный помост с семью ступенями и окрашен масляной краской. В алтаре все древние фрески очищены от пыли и копоти; также весь иконостас очищен от пыли с промывкой позолоты; ок(с. 146)рашены клеевыми красками ризничная и северная палаты, паперть и галерея, соединяющая собор с колокольней; исправлены закладные рамы и переплеты летние и зимние в соборе и куполах. В 1890 году в куполе собора устроено и повешено большое паникадило, стоящее более 1000 рублей; в соборе же деревянный помост со ступенями, клиросы и деревянный пол при входе окрашены масляными красками. При игумении Евпраксии начато было возобновление сгоревшей в 1887 году Смоленской церкви. В 1889 году здесь окончена была каменная кладка; крыша остропилена и покрыта железом; глава на куполе обита белой жестью. В следующем году Смоленская церковь оштукатурена внутри и снаружи; устроены большие изразцовые печи и при церкви большое зало [так в тексте. – Ред.] для стояния монашествующих сестер во время богослужения. В 1891 году эта церковь внутри и снаружи окрашена масляными красками; купол ее украшен живописью, а стены – искусственным мрамором; полы же и лестницы мозаичной из портландского цемента с мраморными крошками работой; подоконники сделаны из настоящего серого мрамора. Снаружи над входами в церковь устроены железные, красивой работы навесы, и кровля окрашена масляной краской. В 1892 году Смоленская церковь была вполне приготовлена к освящению, которое и совершено 26 июля преосвященным Виссарионом. Общая стоимость по возобновлению этой церкви и приведению в изящный вид простирается свыше 20000 рублей.

Ввиду того, что деревянная часовня с чудотворным образом св[ятителя] Николая на древней стене ограды над бывшими вратами пришла в ветхость и, имея жалкий вид, находилась в опасном положении, игумения Евпраксия вознамерилась устроить новую прочную часовню в увеличенных против прежней размерах для свободного помещения многочисленных богомольцев, постоянно усердствующих к святому угоднику Божию. 11 июня 1892 года заложена и осенью окончена каменная кладка этой двухэтажной часовни (длиной 12 сажен, шириной 4 1/2 сажени); в тот же год остропилена была и покрыта железом. В 1893 году часовня внутри оштукатурена, а равно шейка под (с. 147) главой и келья под часовней; вставлены двери и окна и начата внутри часовни живописная работа. В 1894 году окончательно устроена Никольская часовня и отличается изяществом, особенно внутри. На древней стене поставлен красивый небольшой иконостас; потолок и стены расписаны священными изображениями. Здесь совершаются всенощные бдения накануне воскресных и праздничных дней – в которые богомольцы назидаются внятным чтением монахиней акафиста св[ятителю] Николаю; также всенощные – на каждый четверг, день по уставу церковному посвященный св[ятителю] Николаю. Устроена часовня частью на монастырские средства и частью на пожертвования благотворителей; общая стоимость ее свыше 10000 рублей.

В 1891 году церковь Никольская Салтыковская внутри и снаружи заново окрашена клеевыми красками; стенная живопись возобновлена и кровля покрашена масляной краской. В 1892 году Преображенская кладбищенская церковь также как внутри, так и снаружи окрашена масляной и клеевой красками; в алтаре в средине устроено вновь окно для большего благообразия; здесь же ремонтирована часовня с колодезем. Для приведения Богоявленского монастыря в благоустроенный вид необходимо было исправить резко бросавшийся в глаза недостаток на северо-западной башне – нанести конусообразный деревянный верх, которого она лишилась в пожар 1847 года. Верх этот с изяществом устроен был в 1890 году (стоимостью 650 рублей), а в следующем году покрыт железом и окрашен масляной краской. Затем в 1890 году исправлена от трещин угрожавшая падением (по сильному уклону внутрь монастыря) каменная ограда на южной стороне его от Смоленской часовни до врат Никольских; часть высоты ее снята и покрыта железом; еще устроено несколько контрфорсов. В 1893 году ограда монастыря с западной стороны от Смоленской церкви до угла и часть южной стены подняты выше на 2 1/2 аршина, покрыты железом и окрашены масляной краской. В 1894 году исправлены и покрыты железом верхняя часть северной ограды и восточная от северо-восточного угла до казначейского корпу(с. 148)са. Сверх того, при игумении Евпраксии в 1889–91 годах ремонтирована большая часть жилых келий для сестер. В 1891 году в больничном корпусе устроена вместо прежней новая механическая печь, и ремонтирована кровля на монастырской часовне Спасителя – близ городского сада. В 1892 году на монастырском конном дворе вне ограды построен деревянный двухэтажный, крытый железом дом для помещения рабочих и заведующих двором сестер. В том же году с монастырского каменного дома (также вне ограды) снят мезонин и вместо тесовой крыши устроена железная, равно и на каменном флигеле; пристроена двухэтажная деревянная кухня. В 1893 году монастырский дом капитально ремонтирован и на дворе закончены постройкой (начатый в 1892 году) деревянный конюшенный сарай, крытый железом, и баня (стоимостью до 5000 рублей). Тогда же ремонтирован (стоимостью до 1200 рублей) трапезный корпус: полы, потолки, переборки, рамы, двери, лестницы вновь исправлены, оштукатурены и окрашены.

В Крестовоздвиженском монастыре в 1889 году ремонтировано в каменном богадельном корпусе помещение для престарелых монахинь и послушниц; в дортуарах училищного корпуса обшиты тесом стены и потолки и по обширности палат в средине для поддержки потолка поставлено несколько колонн. В 1890 году заново ремонтировано здание лечебницы внутри и снаружи; железная крыша богадельни и кладовых окрашена масляной краской. В 1891 году в старых каменных стенах бывшей прачечной и бани устроен скотный двор и в связи с ним деревянный двухэтажный флигель для помещения сестер, трудящихся в этом послушании. В 1892 году фундаментально ремонтирован деревянный училищный корпус снаружи и внутри, на что израсходовано 2239 рублей серебром. В 1893 году корпус заново окрашен внутри и снаружи; стены оклеены обоями; еще устроена новая деревянная кухня и капитально ремонтированы каменная баня и прачечная.

Сверх этого, благопопечительное внимание игумении Евпраксии обращено было и на загородные монастырские пустыни, в ко(с. 149)торых ею произведены следующие наиболее выдающиеся постройки. В Назаретской пустыни в 1890 году устроен трапезный с мезонином корпус (длиной 9 сажен), крытый железом; особенно здесь в широких размерах заведено фермерское хозяйство, для чего выстроен скотный двор (на 23 сажени длины) с мезонином для сестер, также молочная и кормовая избы, погреб и прочие приспособления. Сверх этого, здесь ремонтированы церковь Рождества Пресвятой Богородицы, настоятельский и гостиный корпуса. В 1891–92 годах построен и вполне отделан корпус (длиной 12 сажен, шириной 5 1/2 сажен) для помещения сестер и построена рига длиной на 15 сажен. В 1893 году устроена на протяжении 566 сажен деревянная из брусьев ограда в 4 аршина вышины. Все эти постройки и ремонт в Назаретской пустыни (при готовом лесе) стоили до 6500 рублей серебром. В Покровской, что при Беркинской даче, пустыни, после того как в 1890 году здесь сгорели выстроенный при игумении Марии домик для лесничего и пристроенное к нему училище и часовня, вновь при игумении Евпраксии устроены: а) красивый корпус на каменном фундаменте, вмещающий (12 1/2 сажен длины [в тексте И.В. Баженова – «шир.», очевидная опечатка. – Ред.] и 4 сажени ширины) в средине часовню с колокольней, а по сторонам – училище и лечебницу; б) трапезный с большим мезонином корпус (на 10 сажен длины) для помещения живущих здесь 15 сестер, и в) флигель для прислуги и разные хозяйственные службы; на все это израсходовано около 6000 рублей серебром при готовом лесном монастырском материале.

 

Примечания автора

(с. 141)

1. От этой обители в 1864 году возвращен Богоявленскому монастырю только выстроенный им в 1820 году на Богоявленской улице каменный дом; он некогда служил помещением для монастырского училища, также для училища слепых, затем для посетителей монастыря – ныне же отдан внаймы под квартиры. 

(с. 142)

2. В 1872 году на южной стороне ограды этого монастыря с разрешения епархиальной власти устроены при игумении Марии три каменные кладовые. 

(с. 143)

3. Наличное количество всех их было в разное время не одинаково и находилось в зависимости от средств монастыря. В 1893 году состояло монахинь 72, указных послушниц 97 и проживающих в монастыре по билетам белиц 180; всех же было 349 сестер. 

4. Сверх штатного комплекта из двух священников и двух диаконов, по определению Святейшего Синода от 1 мая 1891 года, для Крестовоздвиженского монастыря утвержден причт из штатного священника и псаломщика, которые получают жалованье от Богоявленской обители ежегодно, первый 280 рублей серебром и последний 150 рублей. Сверх того, для совершения священнослужений в Смоленской церкви начальством монастыря приглашается заштатный иерей с платой 100 рублей в год. 

(с. 144)

5. См. «Костромские епархиальные ведомости», 1889 год, № 5. Еще его же биографический очерк игумении Марии в «Церковных ведомостях», 1889 год, № 13, 368–373 страницы. – См. приложения, VI. 

(с. 145)

6. Игумения Евпраксия (род[илась] 1832 г[ода]) – костромская дворянка из рода Горталовых, получила образование в Патриотическом институте; 7 июля 1851 года поступила в Крестовоздвиженский монастырь и 12 лет проходила клиросное послушание. По пострижении в монашество в 1872 году 8 апреля, она некоторое время проходила должность ризничей и 9 сентября 1878 года определена настоятельницей в солигаличскую Феодоровскую женскую общину. Отсюда 8 октября 1885 года назначена на должность настоятельницы Белбажского монастыря (в Макарьевском уезде) с возведением в сан игумении; затем с 17 мая 1889 года состоит настоятельницей Богоявленско-Анастасиина монастыря. За отлично усердную и полезную службу игумения Евпраксия в 1888 году 7 апреля награждена наперсным крестом, от Святейшего Синода выдаваемым, а в 1893 году золотым наперсным крестом (без украшений) из собственного Его величества кабинета. 


Предыдущая глава

Следующая глава