(с. 149)
V. Училища и сельские лечебницы Богоявленско-Анастасиина монастыря.
Переместив большую часть инокинь в Богоявленский монастырь, игумения Мария согласно своему обещанию, выраженному в известном нам ее прошении, назначила Крестовоздвиженский монастырь для учебно-благотворительных учреждений, для чего в нем были исправлены и приспособлены почти все здания. Прежде всего в нем ею устроено в 1864 году училище для девиц духовного и других званий, которое и нашло для себя (с. 150) готовое помещение в двух больших корпусах: каменном и деревянном (с мезонином) на каменном фундаменте. На содержание этого училища употреблялись остатки от скудных монастырских средств; сторонних же пособий ниоткуда не поступало. Поэтому на первых порах училище не могло задаваться широкими задачами и заботилось лишь о том, чтобы с элементарными знаниями по программе начальных училищ дать девочкам религиозно-нравственное образование и приучить их к обычным женским занятиям. Находясь под руководством опытной и любвеобильной начальницы, обусловливавшей удовлетворительный ход учебных занятий, училище, однако, вскоре же заслужило доверие во всех городских сословиях, которое ясно выразилось в том, что число поступавших в него сирот, в особенности из семей духовенства, с каждым годом увеличивалось. В училище это, между прочим, стали поступать и такие девочки, родители которых имели возможность вносить небольшую плату за их обучение. Со временем открылась возможность и даже необходимость несколько расширить программу преподавания, и училище, не потеряв характера начальной школы, стало уже выше обыкновенных начальных школ. По окончании курса многие из воспитанниц оказались сироты, не имевшие нигде пристанища, а другие, полюбив учебные занятия, просили оставить их в училище еще года на два – на три. Ввиду этого монастырское начальство затруднялось сделать выпуск своим питомицам и вследствие образовавшейся привязанности к ним решилось удержать их в училище до более зрелого возраста. Так образовалась старшая группа воспитанниц, для которой прежде пройденные ими предметы – закон Божий, русский язык, арифметика, история и география – преподаны были снова, но уже в более широком объеме; для желающих же и более способных из них присоединено было преподавание французского языка и обучение музыке. Успехи воспитанниц засвидетельствованы были на годичных испытаниях, присутствовавшие на которых преосвященный, губернатор, директоры училищ и другие представи(с. 151)тели местного общества давали об умственном развитии воспитанниц весьма лестные отзывы, что, без сомнения, не могло не радовать игумению Марию. Однако же вопрос о пристройстве воспитанниц по выходе из училища оставался все еще не решенным. Сознавалась необходимость дать им такое образование, которое поставило бы их в возможность добывать себе средства к жизни честным трудом. И это снова повело к расширению преподавания в училище, чему много благоприятствовали следующие обстоятельства.
В феврале 1873 года в Бозе почившая государыня императрица Мария Александровна благоизволила удостоить настоятельницу Богоявленско-Анастасиина монастыря игумению Марию объявлением предположения своего об учреждении сельских больниц под ведением женских монастырей, с тем чтобы в них в духе евангельского учения, под покровительством Православной Церкви приготовлялись лица женского пола к правильному служению больным, которое они должны проходить в мирное время в среде крестьян, лишенных большей частью всякого врачебного пособия, а в военное время при больных и раненых воинах, для размещения которых могут послужить и сельские больницы. Осуществление этого желания Ее величеству угодно было поручить в виде первого опыта Богоявленскому монастырю, начальством которого немедленно же приступлено к исполнению богоугодного дела. При содействии епархиальной и гражданской власти и местных граждан уже в половине июня того же года открыта была рядом с женским училищем в том же упраздненном монастыре первая сельская лечебница. Для санитарного учреждения был отведен находящийся на западной стороне монастыря каменный двухэтажный корпус, в котором устроены на монастырские средства больничная палата на 6 кроватей, штат которых в октябре того же года увеличен был еще на три, приемный покой для больных, приходящих за врачебными пособиями, аптека для безмездного отпуска лекарств; необходимая лаборатория для обучения сестер приготовлению их и потребные по(с. 152)мещения для сестер, служащих при больнице и аптеке. В новоучрежденной в монастыре сельской больнице [1] одна из этих кроватей по соизволению государыни императрицы названа ее именем, что в память ее соблюдается и доселе. В приемном же покое помещены пожертвованная ею же в сребропозлащенном окладе икона благословляющего Христа Спасителя и литографированный под стеклом в дубовой рамке портрет Ее величества, препровожденный к игумении Марии «как живое доказательство ее сердечной признательности за неутомимые труды сестер, подъемлемые во имя любви к ближнему». Одновременно с этой лечебницей была открыта вторая сельская лечебница в Назаретской пустыньке, в которой устроены больничная палата на 6 кроватей, амбулатория и малая аптека, снабжаемая лекарствами из монастырской аптеки. Наследник цесаревич Александр Александрович, в Бозе почивший государь император, удостоил принять на себя звание попечителя этой лечебницы и дал милостивое разрешение одну из кроватей называть его именем. Тогда же поставлены пожалованные государем наследником и государыней цесаревной Марией Феодоровной святая икона Божией Матери в приемном покое и в больничной палате портреты Их высочеств в вызолоченной рамке. Заведывание лечебницами и приемом больных было поручено военному врачу А.А. Иванову, а с декабря 1873 года врачу И.С. Иванову.
В первой сельской лечебнице первоначально только восемь монастырских сестер и несколько мирских лиц женского пола обучались под непосредственным руководством и наблюдением врача правильному уходу за больными. Между тем и старшие воспитанницы монастырского училища, посещая нередко эту сельскую лечебницу, стали под надзором сестер милосердия испытывать силы свои в служении больным, и многим из них полюбились в особенности занятия по аптеке и коктории. Это навело игумению Марию на мысль соединить деятель(с. 153)ность училища с деятельностью сельских лечебниц при монастыре, чрез что открывалась возможность бедным воспитанницам избрать для себя по окончании курса служение, могшее дать им достаточные средства к жизни. Этим же для общества Красного Креста облегчались средства к образованию для Костромской губернии ученых фельдшериц на случай войны и для потребностей мирного времени. Мысль эта удостоилась милостивого одобрения августейшей основательницы этого училища и затем немедленно приведена в исполнение. До русско-турецкой войны в 1876–7 годах она осуществлялась в виде опыта; во время же этой войны практическая польза ее выяснилась во всей очевидности. В начале этого года в Богоявленско-Анастасиином монастыре образован был отряд сердобольных сестер, который подготовлялся к правильному уходу за больными и ранеными при монастырской больнице, а с прибытием в Богоявленский монастырь из других (Костромской и Архангельской губерний) монастырей сестер, изъявивших желание посвятить себя тому же делу, открыт был для них курс теоретических и практических знаний по программе, изданной от главного управления общества попечения о раненых и больных воинах. Тогда под руководством врачей подготовлено было 66 ученых сестер милосердия и фельдшериц, в том числе 24 сестры Богоявленского монастыря, 25 из других монастырей и 17 лиц светского звания. Этим лицам дано было помещение [2] от монастыря, при чем на 25 сестер из других монастырей отпускалось по 7 рублей на содержание в месяц, прочие 41 содержались на средства Богоявленского монастыря до поступления на службу в госпитали. Все они по удовлетво(с. 154)рительной сдаче испытания в мае того же года распределены были по эвакуационным госпиталям Костромской губернии по мере открытия последних (сверх монастырского, еще в городе Костроме, Кинешме и Кинешемском уезде) и с успехом проходили свое служение больным и раненым воинам. Кроме того, отряд сестер милосердия был командирован на Кавказ в военные лазареты.
В 1878 году по соизволению августейшей покровительницы санитарных учреждений при Богоявленском монастыре в училище при нем, в видах продолжения полезной деятельности сестер милосердия, открыты для воспитанниц старших классов фельдшерские курсы с занятиями по аптеке в приемном покое и больничных палатах. Между прочим, местное управление Красного Креста взяло на себя обязанность подготовить некоторых из воспитанниц монастырского училища к званию фельдшериц в санкт-петербургских фельдшерских школах, что и было исполнено. Но ввиду того, что среди воспитанниц старшей группы нашлись такие, которые не обнаруживали ни желания, ни способностей приучить себя к фельдшерским занятиям, монастырским начальством, при неусыпной его заботливости о будущей судьбе этих воспитанниц, признано наиболее полезным для них подготовление к педагогической деятельности, которое открыто было сначала в скромных размерах. Несколько старших учениц, пожелавших с согласия своих родителей и опекунов приготовить себя к должности учительниц, соединены были в особую группу и под руководством наставников, собственно для занятия с ними приглашенных, стали теоретически и практически готовиться к установленному министерством народного просвещения экзамену на звание сельских и городских учительниц. Первые воспитанницы по окончании училищного курса с честью сдали экзамен в Костромской гимназии, получили свидетельства на звание учительниц и оставлены были на некоторое время при монастырском училище для занятий в младших классах – с целью дать им возможность достигнуть большей умственной зрелости и усвоить на практике лучшие приемы преподавания.
(с. 155) В сентябре 1886 года фельдшерские курсы при санитарных учреждениях Богоявленского женского монастыря изменены были в курсы сестер милосердия Красного Креста – какой курс существовал и ранее, но слушательницами его были исключительно ученицы монастырского училища, с этого же времени допущены к слушанию курса и занятиям по лечебнице и амбулатории и посторонние лица: все, получившие общее образование не ниже четырех классов прогимназий. Цель открытия этих курсов и для посторонних лиц определена потребностью главного управления Красного Креста иметь постоянно значительный запас резервисток на случай военного времени. Оканчивающие курс дают подписку в течение 10 лет быть готовыми к исполнению обязанностей сестер милосердия по указанию главного управления общества Красного Креста. Некоторые из них вскоре поступают в общины сестер милосердия. Плата за обучение взимается 30 рублей серебром в год; от платы освобождаются только наиболее беднейшие. При таком преобразовании монастырского училища установлен в нем шестилетний курс обучения, равняющийся приблизительно курсу шестиклассных средне-учебных заведений. Сверх изучения общеобразовательных наук, преподаваемых отцом законоучителем и учительницами (они же и классные дамы), воспитанницы с V или VI класса проходят в течение двух лет курс для сестер милосердия, соответствующий по своему объему курсу фельдшерских школ. В состав двухгодичного курса сестер милосердия входят следующие предметы: описательная анатомия человеческого тела, физиология, краткая гигиена, хирургия, десмургия, общая и частная патология и терапия, подание первоначальной помощи при внезапных угрожающих жизни заболеваниях, отравлениях и обмираниях, уход за больными и ранеными и обстоятельное изучение обязанностей сестры милосердия. Кроме изучения этих предметов воспитанницы практически занимаются в аптеке лечебницы приготовлением лекарств и присутствуют на приемах амбулаторных больных, где упражняются в наложении повязок, подании первоначальной помощи и писании рецептов под дик(с. 156)товку врача. Все вышеозначенные предметы преподает им доктор медицины П.Д. Реформатский, который вместе с тем состоит врачом-хирургом при лечебнице. Другие предметы фельдшерского курса, именно ботанику, фармацию и фармакологию с рецептурой преподает им провизор А.Ф. Венцкевич, а латинский язык – учитель духовного училища священник А.Н. Птицын. Находясь под ведением игумении Богоявленского монастыря, училище это имеет особую старшую надзирательницу в лице почтенной г-жи Л.Н. Щигельской, которая уже 18 лет проходит эту должность.
Таким образом, со времени введения фельдшерского курса в программу монастырского училища оно подготовляет воспитанниц быть сельскими учительницами и учеными сестрами милосердия. Потому при окончании курса все они держат экзамен на звание сельской учительницы в педагогическом совете городского трехклассного училища; проходившие же курс сестер милосердия еще сдают в присутствии г[-на] инспектора врачебного отделения и помощника его экзамен на звание ученых сестер милосердия; выпуск последних бывает чрез два года. В 1892 году выпущено сестер милосердия 16; со времени же учреждения при городском врачебном пункте монастыря курсов первоначально фельдшериц, а потом исключительно сестер милосердия Красного Креста было сделано 10 выпусков и всего подготовлено 136 человек. Из них 16 исключены из запаса как пробывшие в нем десятилетний срок, также 16 вышедших замуж и 4 умерших. Состояли в запасе местного управления Красного Креста 92 сестры милосердия, которые частью проживают у родителей и родственников, частью занимаются в земских, городских и частных больницах и в разных воспитательных заведениях в качестве фельдшериц, а частью в разных общинах сестер милосердия, а именно: Санкт-Петербурге, Киеве и Варшаве; многие из них занимают должность учительницы церковно-приходских и земских народных школ.
Из этой краткой истории монастырского училища нельзя (с. 157) не видеть, что расширение и видоизменение круга учебных занятий в училище было первоначально вызвано семейным бесприютным положением учениц, впоследствии же обусловливалось особенным назначением этого училища – дать воспитанницам полезное для общества фельдшерское образование, обеспечивающее их положение в жизни. Но с расширением учебного курса естественно увеличились и расходы на монастырское училище, которое не могло не терпеть нужды в денежных средствах, пока не было поставлено на более твердую почву в отношении материального обеспечения. Так, ввиду отсутствия епархиального женского училища в городе Костроме, с разрешения епископа Платона ежегодно из сумм епархиального попечительства отпускалось по 45 рублей на содержание воспитанницы, а с 1879 года постановлено отпускать по 2000 рублей на содержание 20 девочек из беднейших семейств местного духовенства. Количество всех воспитанниц в училище было в разные годы не одинаково, между прочим в 1892 году состояло 59: из них живущих в училище 36, приходящих 23; из общего числа их 24 стипендиатки попечительства, 24 своекоштных и 11 содержались и обучались бесплатно. Что касается состоящего при Крестовоздвиженском монастыре санитарного учреждения, то на содержание его, по соизволению августейшей его основательницы, отпускается (с 1879 года) из управления Российского общества Красного Креста ежегодно пособие монастырю по 2700 рублей; из них 1200 рублей определены на жалованье состоящему при лечебнице старшему врачу и 1500 рублей на медикаменты и иные расходы по лечебнице. Первоначально лечебницы иногда получали сторонние воспособления к средствам содержания от монастыря; так, в течение первых двух лет со времени открытия двух первых лечебниц поступило пожертвований от разных лиц 5859 рублей 76 копеек. Между тем на монастырские средства в 1874 году совершены перестройки корпусов для более удобных в них помещений для больных и служащих им, обзаведение лечебниц потребным бельем, мебелью, посудой и так далее, постройка аптеки и др[угое]. Остав(с. 158)ляя в стороне обозрение различных источников содержания монастырских благотворительных учреждений за все годы их существования, мы упомянем здесь лишь о том, что в 1892 году на приходе сумм состояло 11741 рубль 60 копеек, а именно: 2700 рублей из главного управления Российского общества Красного Креста; 2045 рублей из епархиального попечительства; 950 рублей от взноса своекоштных воспитанниц; 186 рублей 25 копеек процентов с капитала в 3800 рублей, положенного в пользу сельских лечебниц и училищ, и перечислено монастырских неокладных сумм 5890 рублей 35 копеек.
Строго преследуя благотворительную деятельность, Богоявленский монастырь нередко с трудом выдерживал выпадавшие на его часть расходы по своим учреждениям в стенах Крестовоздвиженского монастыря. При постоянно возраставшей дороговизне содержания и оскудении доброхотных пожертвований по окончании благоустройства Богоявленского монастыря, а также вследствие отсутствия каких-либо определенных источников содержания и поддержания собственно Богоявленского монастыря, игумения Мария крайне затруднялась в дальнейшем ведении учебно-благотворительного дела в том виде, которого оно достигло в 1886 году. Поэтому она вынуждена была в этом году чрез г[-на] обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева обратиться к Его императорскому величеству, благоизволившему, по кончине августейшей основательницы монастырского санитарного учреждения, принять его под свое покровительство, со всеподданнейшим прошением о пособии Богоявленскому монастырю дарованием ему лесных дач для отопления монастыря с существующими при нем учреждениями, а также дарованием земли для увеличения монастырского хозяйства, обязуясь продолжать врачебную помощь народу, получаемую им в обители с 1873 года. На эту просьбу воспоследовало в 17 день ноября 1886 года высочайшее соизволение на выдел Богоявленскому женскому монастырю из казенных земель Костромского уезда трех лесных дач и четырех оброчных статей, всего площадью 1296 десятин 843 сажени, с тем условием, чтобы означенный надел оставался во вла(с. 159)дении монастыря все время, пока последний будет удовлетворять своему назначению и следовать по пути благотворения и помощи сельскому населению. Эта высочайше оказанная милость совершенно упрочила материальное положение санитарных учреждений и дала возможность монастырю спокойно продолжать благое дело, не опасаясь более за непрочность его. По получении пожалованных земельных участков в трех местностях Костромского уезда – при Назаретской пустыни, в казенных лесных дачах (что в пустыни Покровской) и при монастырской мельнице на реке Мезе – монастырское начальство сочло для себя священным долгом безотлагательно приложить свое старание к тому, чтобы в этих трех местностях окружное сельское население имело возможность безмездно получать от монастыря не только необходимую для населения врачебную помощь, но и первоначальное для детей религиозно-нравственное образование в духе Православной Церкви. И вот на средства Богоявленской обители, сверх известных нам монастырского училища и первых двух сельских лечебниц, устроены были в пожалованных ей местностях, где народ лишен был всякой врачебной помощи, еще две сельских амбулатории с аптеками и три начальных народных училища.
1. Так, в Назаретской пустыни, в которой уже с 1873 года учреждена сельская лечебница на 6 кроватей и амбулатория, открыто было начальное одноклассное училище для 20 девочек из соседних селений; с 1890 года в нем обучается по 25 человек обоего пола ежегодно. Обучение ведется по программам, утвержденным Святейшим Синодом для одноклассных церковно-приходских школ; но сверх учебных предметов девочки приучаются к необходимым преимущественно в крестьянском быту женским рукодельям и шитью простого белья и платья. Все ученицы этого училища ходят в школу в платьях и платочках особого однообразного цвета, выдаваемых им от Богоявленского монастыря, в отличие от девочек, не посещающих училище.
2. Также в местности высочайше дарованных (при Покровской пустыньке в 60 верстах от города Ко(с. 160)стромы) лесных дач учреждено в 1887 году училище; в нем в 1893 году обучалось 24 детей обоего пола. Училище это приносит тем большую пользу, что вблизи этой глухой местности ни крестьянами, по бедности их, ни земством не открыто никаких начальных народных школ. В 1887 году устроена амбулатория для приема больных из окружных сельских местностей и лечебница на 3 кровати.
3. При монастырской мельнице на реке Мезе выстроено просторное и очень удобное для начального училища здание, приспособленное для обучения в нем до 35 детей обоего пола. В 1893 году в нем обучалось 26 детей. В этой же местности на средства монастыря в 1887 году устроено деревянное здание для помещения в нем амбулатории и лечебницы на 3 кровати.
Со времени открытия означенных монастырских сельских школ всего по 1893 год в них обучалось 486 детей обоего пола. В школы эти для исполнения обязанностей учительницы назначается рясофорная монахиня или учительница, или же сестра милосердия из окончивших курс учения в монастырском городском училище или в каком другом с свидетельством на звание сельской или домашней учительницы. В амбулаториях же или приемных покоях особо назначаемыми из Богоявленского монастырского училища сестрами милосердия или монахинями, достаточно опытными в фельдшерском деле, подаются безмездно как врачебная помощь, так и лекарства всем бедным, приходящим из окрестных селений. Обязанность старшей в больнице сестры милосердия в городском врачебном пункте лежит на монахине, распоряжающейся экономической частью заведения и отпуском лекарств во вне-городские врачебные пункты. В ведении ее находятся сестры милосердия и послушницы монастыря, которых в 1892 году состояло 23. Они занимаются уходом за больными в палатах и исполнением различных аптекарских и хозяйственных обязанностей по учреждению. При амбулатории в качестве старшей фельдшерицы состоит сестра милосердия и три сестры несут обязанности сестер милосердия при приемном покое, занимаясь приготовлением лекарств, (с. 161) раздачей их приходящим, перевязкой хирургических больных и исполнением прочих обязанностей фельдшерских, и практически руководят воспитанниц училища при исполнении упомянутых занятий в амбулатории. В остальных врачебных пунктах вне города Костромы делом подания врачебной помощи занимались также монастырские сестры милосердия, в каждом пункте по две (всего же шесть); они же ныне занимаются обучением крестьянских детей грамоте.
Все эти монастырские сельские лечебницы находятся под наблюдением старшего врача И.С. Иванова и вскоре же приобрели полное доверие и даже особое расположение со стороны окрестного крестьянского населения. Насколько они преуспевают в деле оказания врачебного пособия крестьянам и как постепенно расширились благотворные действия их, об этом всего выразительнее могут свидетельствовать следующие, хотя немногие, но довольно почтенные цифровые [3] данные. Уже в течение первых 8 месяцев существования Крестовоздвиженской и Назаретской сельских лечебниц безмездно в них пользовалось врачебным пособием 2940 больных, а в 1874 году была оказана помощь более 10000 больным, выдано бесплатно лекарств по 11891 рецепту и пользовалось в больницах около 200 человек (на кроватях 122 в Крестовоздвиженском монастыре и 63 – в Назаретской пустыни). С 1873 по 1881 год врачебной помощью пользовалось 48630 больных и на кроватях 652 человека [4]. В виду этого постоянного умножения обращавшихся в лечебницу за помощью в Крестовоздвиженском монастыре в 1881 году для ремонта и освежения зимних помещений устроен на летние месяцы больничный де(с. 162)ревянный на каменном фундаменте барак. На всеподданнейшем докладе об этом г[-на] обер-прокурора Святейшего Синода с ходатайством о разрешении наименовать новоустроенную лечебницу «Александровской народной лечебницей» государю императору благоугодно было написать: «С большим удовольствием и искренно благодарю». По прочтении же отчета игумении Марии о деятельности сельских лечебниц за 1880 год государь наследник Александр Александрович, в Бозе почивший император, изволил чрез г[-на] обер-прокурора Святейшего Синода дать следующий весьма лестный отзыв: «Прочел с величайшим удовольствием. Вот истинно доброе дело и по-моему совершенно правильное направление женского монастыря. Дай Бог, чтобы прочие женские монастыри брали пример с Костромского. Пожалуйста, благодарите мать Марию. Когда будете ей писать, передайте полную мою признательность за ее добрые дела, а если в чем надо будет ей помочь, то, конечно, я это сделаю с величайшим удовольствием». В 1887 году, вследствие постепенно возраставшего наплыва больных, устроен еще в Крестовоздвиженском монастыре отдельный корпус – зимний барак (стоил 3440 рублей) для хирургических больных и страдающих заразительными болезнями.
В сельских монастырских лечебницах больные получают не только медицинскую помощь, но и духовное религиозное утешение в своих недугах и великую нравственную пользу. Предмет постоянной заботливости монастырского начальства составляло и составляет подание больным всякой духовно-религиозной помощи; для больных коечных часто предлагается чтение из книг духовно-нравственного назидательного содержания, например из «Духовного алфавита» св[ятителя] Димитрия, из творений св[ятителя] Тихона, из Четьи-миней и других душеспасительных сочинений. Самая внешняя обстановка приемной комнаты, доселе остающаяся без изменения, способна глубоко действовать на религиозно-нравственное чувство. На видном месте амбулатории водружен большой крест с изображением распятого на нем Спасителя; пред ним горит лампада и стоит (с. 163) аналой, на котором – икона Спасителя; на стене за крестом – иконы Божией Матери, а на боковых стенах – пожалованные портреты высочайших особ. Для приходящих в дни приема больных, ожидающих очереди докторского осмотра, совершается чтение пред Животворящим Крестом из святого Евангелия; также прочитываются акафисты и каноны. Необразованный, но верующий простой народ с благоговением, нередко со слезами умиления внимает этим душеполезным чтениям и называет монастырские лечебницы духовными врачебницами. «Придешь полечиться от недуга», – говорят врачуемые, – «а полечишь и душу». Тут же в высокоторжественные дни возносятся молитвы о здравии Их императорских величеств государя императора и государыни императрицы и государя наследника, а также молитвы о упокоении государей императоров Александра Николаевича и Александра Александровича и государыни императрицы Марии Александровны. Такое ведение дела влияет особенным образом на преданное своему государю население и внушает чувство полного доверия к подаваемой помощи. Нельзя здесь не сказать и о том, что монастырские сельские учреждения не только дают возможность крестьянам получать просвещение чрез школы и сближаться с лицами образованными и доступными, которые со всей преданностью учебно-благотворительному делу подвизаются на этом благородном поприще из чувства любви к Богу и ближним, но и весьма благотворно действуют на нравственность и даже на внешний быт местного населения, которое, например, в Назаретской пустыни, перенимая различные способы и приемы в образцовом монастырском хозяйстве, улучшает свое хозяйство и заметно выделяется от других крестьян благоустройством своих жилищ и нравственностью.
И доселе многополезная благотворительная деятельность Богоявленской обители в служении простому народу выражается во врачебном пособии, оказываемом в четырех врачебных пунктах Костромской губернии, также в образовании сестер милосердия Красного Креста и в распространении просвещения в (с. 164) народе при помощи учрежденных монастырем трех народных школ в глухих местностях, а со стороны уже подготовленных сестер милосердия – в уходе за больными в госпиталях и больницах заразных губерний [5], а также в обучении детей в качестве домашних учительниц и учительниц народных школ. Учрежденный 21 год назад в Крестовоздвиженском монастыре врачебный пункт служит главным и центральным пунктом, из которого другие три врачебных сельских пункта снабжаются всем необходимым. В 1893 году в первом пункте оказано врачебное пособие 9895 больным, во втором 708, в третьем 502 и четвертом 560; всего 11665 больных получили медицинскую помощь. Количество же больных, искавших врачебного пособия в санитарных учреждениях Богоявленского монастыря сельской лечебницы по 1893 год, простирается до 221413; из них в пункте города Костромы, как ранее учрежденном, принято было больных 199825, остальные же 21588 больных получили пособие в прочих врачебных монастырских пунктах [6]. При монастырской городской больнице, имеющей 12 кроватей, в течение 1893 года пользовано 111 коечных больных. В период же 20-летнего существования (с. 165) (по 1893 год) этой больницы пользовано в ней 2111 больных коечных.
Из этого краткого обзора училищ и сельских лечебниц Богоявленского монастыря легко усмотреть, что высочайше утвержденное определение Святейшего Синода от 11/27 ноября 1863 года добросовестно выполнено монастырским начальством. Так, в разное время все здания Крестовоздвиженского монастыря заняты были следующими благотворительными учреждениями: 1) училищем для девиц бедных родителей, преимущественно духовного звания, отчасти заменяющем пока не существующее в городе епархиальное женское училище; 2) богадельней для престарелых монахинь и послушниц монастыря на 25 человек и четырьмя келиями для сестер, заведующих церковью и этими учреждениями, и для служащих при последних; 3) сельской Александровской лечебницей, при которой со временем устроены два барака, летний и зимний. Вместо приюта для престарелых лиц духовного звания имеется больница с больничными палатами на 12 кроватей, в которой безмездно принимаются и врачуются все обращающиеся за помощью больные из духовного звания. Последними почти постоянно занимается одна или две из 12 кроватей. Так, в течение всего времени по 1887 год здесь на кроватях врачевалось из духовного звания 148 лиц женского пола, а в амбулатории получили врачебное пособие 1583 лица того и другого пола. Кроме того, в Богоявленском монастыре имеется больница для больных сестер обители на 6 кроватей, содержащаяся частью на %, получаемые с билета в 5 тысяч рублей, пожертвованного на этот предмет г-жой Чебышевой, частью на средства общемонастырские.
Означенные учебно-благотворительные учреждения в Крестовоздвиженском монастыре поставлены были при особенном усердии игумении Марии в очень удовлетворительное состояние благодаря, между прочим, и тому обстоятельству, как изложено в донесении (в начале 1887 года) игумении преосвященному Костромскому Александру, что «местность и здания упраздненной Крестовоздвиженской обители оставались в распоряжении начальства (с. 166) Богоявленско-Анастасиина монастыря, который пользовался правом свободно располагать своими занятиями как по управлению училищем, так и по хозяйственным в них делам. Распоряжаясь при этом на правах хозяина, монастырь ни от кого не встречал себе противодействий и ничего не жалел для поддержания существующих в монастыре учреждений в должном благоустройстве, достигая полезных результатов всеми доступными для него по обстоятельствам времени способами. Но этого не могло бы быть, если бы Крестовоздвиженский монастырь со всеми его зданиями принадлежал на правах собственности не Богоявленскому монастырю, а какому-либо иному учреждению или ведомству. При этом условии не было бы достигнуто и половины того, что сделано теперь для существующих в Крестовоздвиженском монастыре учреждений. В виду сего», – как читаем далее в донесении игумении Марии, – «монастырское начальство полагает, что было бы полезнее Крестовоздвиженскому бывшему монастырю и существующим в нем зданиям оставаться и на будущее время в полном ведении и распоряжении Богоявленского монастыря, хотя бы на таких же условиях, на каких дарованы ему казенные дачи, то есть с правом владения им, пока существуют санитарные учреждения. Обеспеченное сим правом монастырское начальство будет иметь возможность и с своей стороны употребить все зависящие от него меры к тому, чтобы исполнить в точности высочайшее, возложенное на монастырь при даровании ему земель условие: «Удовлетворять своему назначению и следовать по пути благотворения и помощи сельскому населению». Вследствие сего игумения Мария с старшими сестрами монастыря просила преосвященного Александра употребить пред Святейшим Синодом архипастырское ходатайство о дозволении: а) учрежденное в 1873 году по благочестивому желанию блаженной памяти государыни императрицы Марии Александровны санитарное учреждение для народа оставить в силе и действии на все время, пока монастырь будет пользоваться высочайше дарованными ему в протекшем 1886 году землями, и б) для поддержания сих учреждений в должном благоустройстве (с. 167) предоставить упраздненный Крестовоздвиженский монастырь со всеми его зданиями навсегда в полное ведение и распоряжение Богоявленского Анастасиина девичьего монастыря, «не отчуждая его в какое-либо иное учреждение или ведомство». В половине июля того же года последовало из Святейшего Синода удовлетворение этой просьбы, и таким образом Крестовоздвиженский монастырь сделался неотъемлемой собственностью Богоявленского монастыря.
Примечания автора
(с. 152)
1. Впоследствии она перемещена в северный корпус, где и ныне помещается.
(с. 153)
2. Во время русско-турецкой войны уступлены были: а) в Крестовоздвиженском монастыре два здания под госпиталь на 60 кроватей; б) в Назаретской пустыни одно здание на 15 кроватей; в) принадлежащий Богоявленскому монастырю за оградой его каменный дом под мастерскую дамского комитета, и г) флигель для склада вещественных приношений и изготовленных одежд и белья. Приспособление зданий было сделано на счет местного управления общества попечения о раненых и больных; но Богоявленский монастырь принял на себя ремонт их на 2 тысячи рублей.
(с. 161)
3. Запись о приходящих и состоящих на кроватях ведется врачом в особой книге с обозначением болезни и отпускаемого лекарства, запись же по приходу и расходу медикаментов ведут по очереди служащие в аптеке сестры милосердия.
4. В последующее время во всех монастырских лечебницах больных и пользовавшихся врачебным пособием было не менее 12 тысяч ежегодно, а в 1888 году 17708, в 1889 году даже 18360; самое большое количество больных на кроватях падает на 1886 год, когда было 158, и в 1889–89 годы [так в тексте; видимо, не исправленная опечатка. – Ред.] по 135 больных на кроватях же.
(с. 164)
5. Здесь необходимо упомянуть о деятельности сестер милосердия в борьбе с холерной эпидемией в 1892 году, когда главным управлением Российского общества Красного Креста было командировано 20 сестер милосердия в губернии Саратовскую и Астраханскую. В Саратовской губернии эти сестры находились с июля по 1 октября первоначально в Саратове, Хвалынске, Дубовке и Царицыне, а после, по мере прекращения холеры в этих местах, перемещаемы были в Красный Яр и села: Рудино, Вязовку, Царевщину и Садовку. В Астраханскую губернию сестры милосердия прибыли под конец эпидемии и размещены были в городских холерных бараках. Затем, по прекращении здесь эпидемии, девять сестер командировано в Воронежскую губернию, в уезды Острогожский, Коротоякский и Задонский. Полезная самоотверженная деятельность этих сестер была в свое время засвидетельствована и лицами, близко стоявшими к делу борьбы с эпидемией холеры, и врачами, в помощь которым они были командированы. В 1893 году сестры милосердия принимали участие в борьбе с холерой в городском бараке и в частных домах города Костромы.
6. Визитаций же больных за все время существования этих лечебниц было сделано, по крайней мере, на 1/3 более количества получивших врачебную помощь в них.