К оглавлению   

Скачать книгу в формате PDF

(с. 113)

II. Возобновление и устройство храмов Божиих в Богоявленском женском монастыре.

 

Приняв в свое владение и заведывание полуразрушенный Богоявленский монастырь и решившись на трудный подвиг восстановления его и вместе устранения давно общепризнанных неудобств Крестовоздвиженской обители, первая игумения обоих монастырей Мария, пламенно горевшая духом достохвальной ревности о Боге, вознамерилась вскоре же положить начало своим великим и незабвенным трудам восстановлением прежде всего Богоявленского соборного храма, который, как многовековая святыня, привлекал к себе общее и особенное сочувствие граждан костромских. 10 марта в том же 1864 году был высочайше утвержден новый план Богоявленского собора; по нему древний храм должен был составить один алтарь к обширному храму, имеющему пристроиться с западной стороны, причем предположено было кругом древнего здания Богоявленского собора по-прежнему устроить с трех сторон пристройки – но в несравненно обширнейшем размере. При этом все дело восстановления обители возлагалось на усердие доброхотных дателей. Ни от общества, ни от правительства еще не было представлено никаких вещественных средств для возобновления монастырских храмов и для устроения новых для инокинь келий; последнее, правда, отложено было до (с. 114) другого, более удобного времени. И однако же в твердом уповании на помощь Божию начало наступившего лета признано было благоприятным временем для того, чтобы положить начало возобновления древнего собора. Для закладки большой пристройки к нему избран был день 12 мая, имевший особенно важное значение в истории Богоявленского мужского монастыря. Для этого торжества теперь сюда принесены были чудотворные иконы: из кафедрального собора Феодоровская икона Богоматери, из Ипатьевского монастыря Тихвинская святая икона, из Запрудненской церкви Нерукотворенный образ Спасителя, из Богородицкого Игрицкого монастыря принесена в дар и благословение обители копия с чудотворной Смоленской иконы Божией Матери. Когда в 7 часов утра 12 мая на западной башне, обращенной навсегда в монастырскую колокольню, начался благовест в большой Богоявленский колокол, отличавшийся редкой гармоничной звучностью, как бы оправдывавшей известную нам надпись на нем, звук этого колокола, издавна хорошо знакомый городским старожилам, невольно вызвал в них радостные возгласы: «Хозяин заговорил! Хозяин воротился домой и созывает гостей».

Все городские сословия приняли самое горячее участие в торжестве закладки, которое привлекло в стены обители до 12 тысяч богомольцев всякого возраста и звания. В конце литургии в Смоленской церкви архипастырь Платон не оставил без назидания присутствовавших, причем так выяснил значение 12 дня мая. «Настоящий день, слушатели, есть один из особенных дней милости Божией к сей обители. За 85 лет пред сим (то есть в 1779 году) Господь Бог путесотворил огненную стезю гневу Своему (Пс. 77, 50) по граду и обители сей. Все окружающее стало жертвой огня. Но место, где мы предстоим, и святые изображения Господа Саваофа и Пречистой Владычицы Богородицы на стене монастырской остались невредимы, как купина горящая и несгорающая. В память сей Божией милости и в надежде новых даров благодатных, настоящий день избран для положения (с. 115) основания к воссозданию древнего храма и забрал сей обители». Затем, искренно восхвалив благоговейную ревность инокинь о восстановлении храма Божия прежде устроения крайне нужных им собственных жилищ, владыка объявил признательность Церкви и обители благотворителям, уже явно и тайно принесшим свои лепты на святое дело, и трогательно умолял граждан от имени покойных их родителей и предков (сюда приходивших для молитвы за себя и за них и завещавших им любовь к этой обители), также во имя собственного своего спасения не отказывать в своих посильных пожертвованиях возникающей вновь обители и тем выполнить некогда на хартиях выраженные обещания сделать достаточные пособия к восстановлению сей древней обители. По окончании Божественной литургии начат был водосвятный молебен и совершен крестный ход на внутренний двор Богоявленского монастыря, покрытый тысячами народа, и здесь совершена закладка храма по чину, ранее указанному архипастырем. Освящение воды происходило на особо устроенной под балдахином площадке против Богоявленского собора, на стене которого в это время находились некоторые из уцелевших от пожара древние иконы. Самая закладка произошла таким образом: опустившись в северо-западный угол рва, где была приготовлена чугунная плита с означением года, месяца и числа закладки, епископ Платон положил на верху ее с окроплением святой водой крестообразно ряд кирпичей, равным образом и на прочих трех углах положено основание самим владыкой. Затем положены камни воссозидательницей обители игуменией Марией, также некоторыми из священнослужителей и начальствующих лиц светского звания; на это основание по древнему обычаю клали деньги. По выходе из рва, по прочтении архиереем положенной в требнике Петра Могилы (66 страница) молитвы, крестный ход направился к южной стене монастырской ограды, и здесь после молебствия св[ятителю] Николаю сделана была закладка добавочной стены, после чего он возвратился в Смоленскую церковь, где и закончено это торжество церковным (с. 116) чинопорядком. По окончании же священнослужения архипастырь в сопровождении сослуживших, шествуя в мантии чрез весь монастырь в уцелевшие от пожара келии, с обычной молитвой благословил поставленные среди монастыря хлебы, которые после того были раздаваемы народу; роздано было также до 9000 крестиков металлических и кипарисовых. Умилительную картину представляли эти тысячи пришедших на торжество и с большими усилиями старавшихся получить, на память о нем, кусочек хлеба или небольшой крестик!

Вскоре же после закладки выведен был фундамент для пристроек к древнему уцелевшему зданию Богоявленского собора; на пяти обгоревших куполах его устроены главы и покрыты белым железом; над обгоревшей башней на западной стороне ограды над святыми вратами возведен шатер, крытый железом, и украшен в византийском стиле четырьмя фронтонами с пятью малыми, крытыми белой жестью главами с крестами; и башня эта обращена в колокольню. В этих работах в связи с устройством других монастырских зданий незаметно прошло благоприятное для постройки время. Между тем, как бы в ответ на воззвание архипастыря, на возобновление монастыря притекли уже весьма многие жертвы. На это ясно указал епископ Платон в своей новой речи при священнослужении в Смоленской церкви в празднование первой годовщины (7 января 1865 года) возобновляемого Богоявленско-Анастасиина монастыря. Владыка живо в своей речи изобразил все, «что стало в год с сей обителью. Храмы, обезображенные пламенем и временем, восстановляются и облекаются в благолепие; на главах их уже сияют кресты; некоторые сестры нашли себе приют в обители; устрояются жилища и для прочих; укрепляется ограждение и изготовлено много потребного для создания обители в настоящем году». Признав в этом явную милость Божию, владыка отметил и то «общее сочувствие к восстановлению обители, которое выражалось отвсюду и во всем. Оно являлось и в словах одобрения, и в молитвах, и в благих советах, и в щедрых жертвах для восстановляемой (с. 117) обители» [1], причем «жертвовали не только те, которых Господь благословил достоянием, но и бедные, одетые в рубища, приносили златницы [2]. Иные нажитое трудами целой жизни приносили со слезами умиления в жертву на восстановление обители по убеждению, что не могут из своего достояния сделать лучшего употребления [3]. Поступали пожертвования и из далеких мест, даже из таких, где собственная нищета храмов и обителей требует особой помощи [4]. Но особенной благодарностью обязана сия обитель жителям города Костромы, пожертвования которых были довольно обильны» [5]. Представив ценность этих жертв пред Господом, преосвященный в заключительном обращении к благотворителям обители сказал: «Восстановляемая усердием вашим обитель будет вековым памятником вашей веры и вашего благочестия для грядущих поколений. Имена ваши всегда молитвенно воспоминаются пред Богом сестрами обители. Но если бы они и забыли о вас, то Церковь никогда не забудет вас. Доколе будет стоять обитель, до тех пор она не престанет вопиять пред Богом о милости к благотворителям и создателям ее».

При таких условиях стало возможным для игумении Марии помышлять о скорейшем восстановлении Богоявленского собора, между тем как возобновление Смоленской часовенной церкви и храма во имя св[ятителя] Николая, упраздненного в 1853 году, не тре(с. 118)бовало больших издержек. Для возобновления Никольской церкви извне и изнутри оказалось достаточным весеннее и летнее время 1865 года; этому делу много содействовали своими пожертвованиями г-жи Шигорина и Горняковская. Тогда в ней устроен из полированного дуба новый четырехъярусный иконостас; отштукатурены внутри стены и расписаны в алтаре и церкви фресками; поновлены все лепные работы; сделаны клиросы и мозаический пол; устроены три крыльца из белого камня; окна и двери сделаны новые; кровля храма и купол покрыты железом. Церковь эта 15 сентября того же года освящена епископом Платоном, и совершившиеся по этому случаю торжества церковные в Богоявленском монастыре привлекли всецело внимание современного общества. В день Воздвижения Честного Креста Господня после литургии инокини с крестным ходом, сопровождавшим чудотворную Феодоровскую икону Богоматери, устремились из Крестовоздвиженского монастыря в воссозидаемый Богоявленский, и здесь в Никольской церкви совершено всенощное бдение с участием архипастыря Платона. Заслуживает внимания следующая особенность при совершении литии: она отправлена была не в притворе этого храма, но вне храма, при чем первая ектения возглашена против западных врат храма, вторая против южных, третья против алтаря и четвертая против северных дверей храма. В это именно время среди ночной тишины обширная площадь монастыря обильно была освещена зажженными плошками, расположенными по всей ограде его и на стенах колокольни, а вокруг Никольской церкви и на южной стороне Богоявленского собора горели свечи в разноцветных фонарях. Паперть и средняя часть Никольского храма залиты были светом от множества свечей, а также от разноцветных лампад. При этом свете ярко блистал дубовый с позолотой иконостас; вместе с тем ярко сияли на многих иконах золотые и серебряные ризы с камнями; в ряду последних по особенному блеску своему выделялись бриллианты на золотых ризах местных икон Спасителя и Божией Матери, пожертвованных храмоздательницей (с. 119) Е.М. Салтыковой [6] († 1768 г.). На следующий день, когда в Богоявленском монастыре издревле совершалась память «строителя его старца Никиты», после торжественного шествия архиерея со святыми мощами из Смоленской церкви в возобновленный Никольский храм совершено было освящение этого храма, и священнослужение в нем заключено благодарным молебствием Господу Богу и молением св[ятителю] и чудотворцу Николаю. По выходе из новоосвященного храма архипастырем благословлены были просфоры и ломти черного хлеба, приготовленные в четырех больших кадках для раздачи богомольцам. И это освящение храма Божия уже по самой торжественной своей обстановке не могло не произвести глубокого и доброго впечатления на собравшихся во множестве богомольцев; влив неотразимое духовное утешение в сердца костромских граждан, оно сильнее упрочило надежду на то, что уже недалеко время для совершения священнослужений и принесения молитв в соборном Богоявленском храме.

В 1865 году были выведены под кровлю стены пристроек к соборному храму с южной, западной и северной стороны; в следующем же году над новыми пристройками к собору устроена кровля и покрыта железом; тогда же устроены в нижнем этаже своды в боковых пристройках собора с южной и западной стороны; быстрота построек под неусыпным надзором игумении Марии была изумительная. И вот, когда летом в 1866 году Кострому посетил государь наследник престола Александр Александрович, 1894 года 20 октября в Бозе почивший государь император, дивное зрелище в Богоявленском монастыре представилось ему и спутникам его. Бывшие за три года пред тем свидетелями страшного запустения обители, они теперь с приятным чувством рассматривали изящную церковь, пристроенную к древнему собору, превращенному в алтарь. В 1867 году с западной стороны устроена каменная (с. 120) паперть с железной крышей и тремя крыльцами из белого камня. Тогда же с южной стороны храма устроена усыпальница, приспособленная для богослужения; распорядительностью неутомимой игумении был очищен весь мусор в склепах под алтарем древнего Богоявленского храма; старые надгробные памятники [7] в количестве 30 приведены в надлежащий порядок и покрыты своими древними покровами. Вся усыпальница разделена сводами на четыре отделения; стены и своды расписаны (в 1870 году) альфреско священными изображениями; возобновлена древняя живопись альфреско, изображающая посмертную судьбу души. С южной стороны усыпальницы под боковой пристройкой с южной стороны алтаря на лепты сестер обители сооружена в 1867 году небольшая церковь [8] во имя святого великомученика Никиты и преподобного Сергия Радонежского; она освящена 14 сентября того же года епископом Платоном. В резном из черного дуба иконостасе здесь вставлены крестообразно малого размера древние иконы, пожертвованные монахиней казначеей Евпраксией Ивановой († 1865 г.). По всему иконостасу вложены металлические дробницы с изображением святых, снятые с древних надгробных покровов в усыпальнице. Назначение этой небольшой церкви по преимуществу состоит в том, чтобы в ней совершать ежедневно заупокойное служение с молитвенным воспоминанием почивших благотворителей святой обители и в особенности приснопамятного строителя старца Никиты, гробница которого предполагается вблизи места, занимаемого этой церковью. Не можем кстати не упомянуть здесь о том, что при рытии рвов для фундамента пристройки в северо-западном углу этого храма усмотрено было нисколько не предавшееся тлению тело неизвестного по имени схимонаха, и вскоре же по переложении мощей на новое место внутри храма над ними положена чугунная плита, (с. 121) на коей изображен крест и молитва об упокоении «зде лежащаго схимонаха» [9].

В 1868 году над западной обширной пристройкой к древнему собору устроен пятиглавый каменный купол с позолоченными крестами; по углам той же пристройки и над фронтонами с трех сторон – главы с крестами; в южной пристройке собора устроена ризничная палата; в северной боковой пристройке комната ведет в галерею, соединяющую собор с трапезным корпусом, и в этой же пристройке внутренняя каменная лестница ведет в усыпальницу. В этих внешних сооружениях в Богоявленском храме наконец истощены были все денежные средства, вследствие чего деятельная игумения хотела внутреннюю отделку его отложить на неопределенное время. Узнав об этом, граждане костромские, с похвальным нетерпением желавшие скорее видеть соборный храм вполне устроенным и благоукрашенным, усердно стали просить ее не откладывать окончательную отделку собора, восстановления которого так сильно ожидали уже двадцать лет. Тогда игумения Мария обратилась к гражданам с теплым письменным воззванием, к которому приложен был подробный отчет о том, что все пожертвования, сделанные костромскими гражданами [10], обращены единственно на восстановление (с. 122) Богоявленского собора, именно: на возведение стен и сводов, на устройство кровли, глав и крестов. Исповедав явленные доселе милости Господа Бога к обители и прославляя Его за все жертвы, какие Он возбудил принести на восстановление ее, она указывала гражданам на свою искреннюю заботливость о возобновлении Богоявленского храма, в чем по тесноте других монастырских храмов настояла крайняя нужда. «И теперь», – говорила она в воззвании, – «живущие в обители сестры не могут помещаться в тесных храмах обители, тем большее затруднение будет тогда, когда прочие сестры из Крестовоздвиженского монастыря переместятся в Богоявленский. Многие усердные богомольцы принуждены бывают уходить из храмов по крайней тесноте, и обитель лишается их присутствия. Но обитель не имеет средств для сего и потому обращается к вам, граждане города Костромы, с просьбой: не оставить еще надолго в запустении трехвековой в единственной обители города храм, который уже много лет остается без богослужения. Восстановленный вашим усердием и открытый для богослужения храм будет вечным памятником усердия вашего и присных ваших. В нем будут воспоминаться в молитвах при бескровной жертве имена всех благотворителей». Правда, уже многое было сделано для восстановления вчерне Богоявленского храма (доселе израсходовано было 28931 рубль по земляной, каменной, плотничной, кровельной и кузнечной, малярной и штукатурной работам), но еще много средств требовалось для того, чтобы открыть в нем богослужение: так, для внутренней его отделки и для устройства паперти по смете необходима была сумма в 9893 рубля; «и в таком случае Богоявленский собор мог бы быть освящен нынешней осенью». Убедительное воззвание это было услышано и принято к сердцу боголюбивыми гражданами. В продолжение 1869 года успешно собрана была нужная денежная сумма, и храм Богоявленский таким путем приведен к окончанию и по внутренней отделке.

Восстановленный в течение 1864–1869 годов Богоявленский собор (с. 123) по внешнему своему виду представляет величественное здание, приятно поражающее громадностью размеров, изяществом отделки во всех частях и строгостью стиля в духе древнего церковного зодчества. По всему можно заметить, что на возобновление собора в древнем виде с соответствующими ему украшениями направлена была особенная заботливость, внимание и усердие игумении Марии. Нынешний Богоявленский собор состоит из двух частей: из уцелевшего от пожара и полной разломки древнего храма, ныне имеющего в длину 10 сажен, в ширину 8 сажен, и трех новых к нему пристроек: с западной и восточной сторон на 15 сажен длины и 11 сажен ширины; с южной и северной сторон на 5 сажен ширины и 8 сажен длины. Так как возобновленный древний соборный храм устроен был на высоких подклетях, то и пристройки должны были иметь соответственную высоту и опираться на арки на высоких сводах; потому на них потребовалось около 1 000 000 кирпича. Пристройка, образовавшая главный храм, опирается на четырех столпах, поддерживающих дугообразный свод. При восстановлении древнего собора не оказалось нужным ломать ни купола, ни сводов; с трех сторон окружившие древнее, прочное в себе здание новые пристройки придали ему большую крепость и вместе с тем не скрыли его фасада, так как немалая часть древней церкви возвышается над сделанными пристройками. Войдя в собор чрез западные двери, стоящие против святых ворот монастырских, посетитель богомолец вступает в первую часть его – паперть, которая занимает пространство в 3 сажени; дальнейшая часть притвора простирается на 4 сажени. Уже отсюда внутренность собора приводит зрителя в великое восхищение. Обширная высокая арка, пробитая из древнего собора в новую пристройку, открывает взору величественный алтарь, в который обращен прежний Богоявленский храм в хорошо сохранившихся стенах его. Среди четырех толстых столбов древнего собора поставлен престол, весь кипарисный, устроенный на возвышении трех ступеней и осененный великолепной вызолоченной сенью, утвер(с. 124)жденной на осьми вызолоченных витых колоннах. В высокой арке в западной стене древнего же собора устроены царские врата, великолепно вызолоченные и украшенные эмалью; над ними в верхнем полукруге арки сделана надпись славянской вязью: «Аще бо небо, и небо небесе не довлеют Ти, кольми паче дом сей, егоже создах». По витым колоннам царских врат оригинально вделаны ожерелья из разноцветных камней, находившихся в четках восстановительницы храма. Иконостас весь вызолочен, и в нем все древние иконы в серебряных ризах; четырехугольные колонны и их капители и карнизы в иконостасе убраны разноцветными камнями по рисункам, составленным игуменией Марией применительно к образцам украшений, существующих в древних православных храмах Константинополя, Солуни, Никеи и других. Солея возвышена от пола храма на семь ступеней, а от пола клиросов на четыре ступени (ныне на одну ступень). Пол в храме и в алтаре устроен мозаический из мрамора разных цветов (в количестве 170 сажен, по 8 рублей за сажень). От передних столбов пристроенного храма до стен в обе стороны сделаны иконостасные перегородки, при посредстве которых монахини, стоящие на клиросах и пред клиросами, скрыты от взоров сторонних присутствующих в храме. Для монахинь устроен особый вход в церковь в пристройке с северной стороны, в каковой ныне помещается церковная библиотека.

В пристроенной с западной стороны церкви стены, своды, арки и столбы, поддерживающие своды ее, расписаны фресками с изображениями на столбах святых, а по стенам всего храма – девяти чинов ангельских с надписями из Священного Писания. С великой тщательностью очищены и возобновлены без всяких изменений в древнем виде изображения святых на стенах древнего собора, расписанные в 1670–1672 годах известными нам костромскими иконописцами. Хорошо знакомая с искусством живописи игумения Мария сильно скорбела о том, что эти замечательные фрески после пожара в 1847 году обрекались (с. 125) на изглаждение и разрушение, и еще тогда, когда соборный храм предназначен был к разломке, она успела сделать снимки со многих из них, чтобы хотя часть сохранить от гибели. Получив Богоявленский монастырь в свое заведывание, она обнаруживала особенную заботливость о сохранении древней живописи в нем, и когда настало время расписания стен храма, пригласила из села Палеха художников от г[-на] Сафонова, при чем сама она строго наблюдала за точным их воспроизведением. Так, где штукатурка уже не могла держать древних изображений, она распорядилась во весь размер изображенных фигур сделать скальпы, с коих и воспроизводилась вновь живопись. – Весь нынешний собор Богоявленский освещается тринадцатью паникадилами, висящими в арках; особенно изящен находящийся в алтаре и в воскресные и праздничные дни освещаемый разноцветными лампадами металлический крест, поднимаемый в самый верх алтаря и видимый всеми молящимися в храме. Он живо напоминает уму и сердцу богомольцев тот славный крест, который некогда виден был на небе царем Константином Великим, и слова песни церковной: «Се прииде Крестом радость всему миру». Собор отопляется тремя механическими печами (стоили они 3 тысячи рублей). В общем внутреннее убранство собора и расположение его производит весьма приятное впечатление на посетителей, благотворное не только для души молящегося, но и для эстетического чувства, и действительно, по выражению архипастыря Платона, «во всем здесь господствует удивительная гармония».

Когда благодаря неусыпным шестилетним трудам игумении Марии закончено было устройство и благоукрашение Богоявленского собора, в 1869 году 28 декабря совершено было освящение этого храма, в котором – один престол во имя Богоявления Господня и преподобномученицы Анастасии. Это событие, судя по участию костромских граждан в восстановлении «памятника древнего благочестия», не могло не быть общим и великим торжеством всего города, особенно же ближайших виновников и благораспорядителей этого дела – игумении Марии и архиепископа (с. 126) Платона. Для участия в крестном ходе вокруг Богоявленского храма собрались по своему усердию почти все священнослужители костромских и ближайших к городу сельских церквей, при чем колокольный звон производился во всех церквах города Костромы. Общая и частная радость по случаю этого «важного события для города Костромы» живо представлена в полном глубокой назидательности и воодушевления слове архипастыря на текст пророка Аггея (Агг. 2, 10): «Велия будет слава храма сего последняя паче первыя». Знаменательное для Богоявленского собора торжество освящения увековечено было поставлением в тумбе у южной стены алтаря старинной, сохранившей означение времени сооружения древнего Богоявленского собора каменной плиты, на обороте которой теперь были высечены следующие слова: «При державе благочестивейшаго самодержавнейшаго великаго Государя Императора Самодержца всея России Александра втораго, по благословению высокопреосвященнейшаго Платона, архиепископа Костромского и Галичскаго, сия церковь Богоявления возобновлена и украшена, с устройством при ней трапезы, тщанием и трудами игумении Марии с сестрами, в лето от сотворения мира 7377, от Рождества Христова 1869 года; заложена же оная трапеза в 1864 году мая 12 дня; освящен собор 1869 года декабря 28 дня». В следующем году праздник Богоявления Господня был отпразднован после двадцатидвухлетнего перерыва уже в Богоявленском соборе и притом точно так, как праздновался в былые времена до пожара в 1847 году.

Из полуразвалин призванный к новой жизни Богоявленский соборный храм теперь представлялся достаточно благоустроенным и украшенным, однако не настолько, чтобы этим был положен предел дальнейшему благоукрашению его. Некоторые, правда незначительные, работы в нем производились и в последующее время до пожара в 1887 году, и мы считаем необходимым представить здесь краткую летопись этих работ. Так, в 1870 году была расписана фресками церковь при усыпальнице и паперти ее. В 1876 году окон(с. 127)чена последняя часть каменной галереи (употреблено было 50000 кирпича монастырского), посредством которой собор с западной стороны соединен с колокольней; галерея покрыта железом, имеет несколько окон и пролетов; в 1883 году устроен здесь цементовый пол (в 20 сажен длины), а в 1884 году с двух сторон железные решетчатые ворота с тремя деревянными двойными дверями. В 1880 году внутренние стены соборного храма расписаны священными изображениями: промежутки между окнами в количестве шести – по три с каждой стороны собора, южной и северной – наполнены изображениями прославившихся различными подвигами святых жен в следующем порядке: в двух первых параллельных и ближайших к алтарю простенках написан лик святых жен-мучениц и равноапостольных; в следующих двух параллельных – лик великомучениц и преподобномучениц; в последних же двух простенках написан лик мучениц и преподобных матерей, подвизавшихся в иночестве в пустынях. В 1880–81 годах позолочены и расписаны главы на Богоявленском соборе; в 1883 году произведена окраска и чистка стен с позолотой; устроена вместо завес деревянная, расписанная красками перегородка, отделяющая алтарь от жертвенника и диаконника. В 1882 году поставлены и позолочены правый и левый клиросы. В 1886 году при входе в собор устроена осьмигранная стекольчатая паперть. Тогда же на правой наружной стороне собора написаны изображения святых масляными красками; так же расписана и наружная стена алтаря церкви при усыпальнице; позолочены 11 крестов на соборе. Так в течение многих лет постепенно обстраиваемый собор доведен был до наилучшего своего состояния снаружи и изнутри.

В 1871 году игуменией Марией открыто образцовое по благоустройству монастырское загородное кладбище при следующих обстоятельствах. В апреле этого года игумения с сестрами своей обители обратилась к архиепископу Платону с докладом следующего содержания. «Все монастыри в России имеют свои отдельные благоустроенные кладбища; но Богоявленский Костромской мона(с. 128)стырь не имеет своего кладбища. Он занимает место в средине города; поэтому сестры обители не могут быть погребаемы в монастыре. Настоит надобность погребать их на городских кладбищах, но это оказывается неудобным во многих отношениях: 1) на общих городских кладбищах нет особого места для погребения монахинь; сестры обители погребаются там рядом с мирянами обоего пола и всякого возраста; 2) могилы монахинь находятся в разных местах, а потому затруднительно совершение панихид по умершим; 3) все более или менее удобные места на городских кладбищах уже заняты; поэтому крайне трудно отыскивать места для погребения там монахинь; 4) по недостатку мест могилы вырываются близко одна от другой и гробы ставятся не только рядом, но и один на другом; от этого некоторые могилы, где погребены тела монахинь, повреждены, а других нельзя даже и отыскать; 5) на общих кладбищах невозможно иметь могилы в должной опрятности и сохранять их от повреждения, и 6) для монахинь весьма неудобно ходить на общие городские кладбища для поминовения умерших, когда стекается туда множество мирских людей обоего пола и всякого звания. По сим обстоятельствам настоит крайняя нужда иметь особое вне города кладбище для погребения монахинь». Об изложенном в этом докладе, по резолюции преосвященного Платона, духовная консистория сообщила, на основании 909 и 910 статей XIII тома Свода законов, в городскую думу с просьбой об отводе нескольких десятин земли близ города для кладбища Богоявленско-Анастасиина монастыря. В думе признано было справедливым отвести две десятины земли между Молвитиным и Галичским трактами в расстоянии на 1/2 версты от городской черты. На представление губернским правлением снятого плана с уступленной под кладбище земли последовало вскоре же утверждение г[-на] министра внутренних дел.

Получивши достаточное для монастырского кладбища количество земли, игумения Мария приложила все старания к тому, чтобы здесь был устроен приличный храм. В это время подле(с. 129)жала разборке упраздненная за крайней ветхостью и бесприходством, причисленная к Архангельской церкви каменная (длиной 8 сажен и 4 сажени шириной) Преображенская церковь, отделявшаяся от семинарского корпуса лишь узкой улицей Щемиловкой. В 1871 году 11 июня по ходатайству игумении Марии пред епархиальным начальством храм этот поступил в ее ведение с дозволением перенести его на отведенное для последнего кладбище. Здесь из кирпича, полученного от разборки храма, в 1872 году выложен был фундамент и возведены стены до карниза; в 1874 году кладка кладбищенской церкви была докончена и храм покрыт железной кровлей, а в 1875 году он был отштукатурен внутри и совершенно отделан. Новоустроенный храм, в котором поставлен один придельный из трех иконостасов в разобранной Преображенской церкви, посвящен и 11 октября 1875 года архиепископом Платоном освящен в честь Преображения Господня. Очень благоприличный внутри, кладбищенский храм извне украшен знаменательными изречениями из Священного Писания, имеющими близкое отношение к христианской вере в загробную жизнь и надежде на попрание смерти и разрушение ада воскресением Христа Спасителя. Занимаемое кладбищем место искусно распланировано; места упокоения монахинь украшены однообразными чугунными крестами с надписями; ныне здесь встречается немало и дорогих памятников над прахом нашедших здесь упокоение мирян. Образцовая чистота этого кладбища, прекрасные цветники летом, различные растения и ныне уже высокие деревья, чистый воздух среди уединенной поляны – все это, несмотря на грустные памятники о печальном конце жизни человека, способно производить приятно-умилительное настроение в посетителях монастырского кладбища. Здесь в разное время построены три деревянных здания для помещения сестер Богоявленского монастыря и сторожка; здесь же путники имеют возможность утолить жажду вкусной водой из колодца, устроенного возле самой дороги.

 

Примечания автора

(с. 117)

1. По указанию владыки, всех пожертвований в течение первого года поступило до 20 тысяч рублей.

2. Так, одна бедная, одетая в рубище крестьянка принесла 25 золотых полуимпериалов, завещанных ей отцом на богоугодные дела.

3. Одна крестьянка Юрьевецкого уезда принесла узелок серебряной монеты на 50 рублей, полученный ею от деда с завещанием передать на истинно-богоугодное дело.

4. Из города Ошмян Виленской губернии прислано было 25 рублей с выражением живейшего сочувствия к делу восстановления Богоявленской обители.

5. Из крупных пожертвований, поступивших в день закладки Богоявленского храма, укажем на выдающиеся: от К.Е. Мясникова 1 тысяча рублей, от Н.В. Стоюнина 1 тысяча рублей, от А.А. Акатова 500 рублей, от Чумакова 300 рублей, от Ботниковой 200 рублей, от Брюханова 150 рублей, и др[угие].

(с. 119)

6. В память о ней и супруге Михаиле в Никольском храме и доселе в день ангела последнего – 6 сентября – совершается заупокойная литургия и пред ней панихида.

(с. 120)

7. См. приложения, V.

8. Внешняя пристройка к ней устроена на иждивение господ Лопухиных, прах которых здесь покоится.

(с. 121)

9. По молитвенному пред Богом ходатайству этого мужа, народной молвой наименованного Феодором, совершались исцеления больных, о чем имеется запись в обители. Все панихиды, заказываемые богомольцами, совершаются на сей гробнице, служащей вместо столика.

10. Ими пожертвовано до 16 тысяч рублей, из них значительные пожертвования: К.Е. Мясникова 2000 рублей, купцов Н.В., И.В. и А.В. Стоюниных 1100 рублей, Т.Д. Зотовой 1000 рублей, А.А. Живущева 700 рублей, Н.М. Акатова 600 рублей, А.А. Акатова 500 рублей, П.И. Гожева 400 рублей, Г.П. Колодезникова 400 рублей, братьев И., М. и М.Н. Чумаковых 350 рублей, В.В. Дурыгина 350 рублей, А.Д. Малышевой 350 рублей, А.В. Брюханова 300 рублей, И.С. Михина 300 рублей, Л.К. Ботниковой 200 рублей, Т.Н. Касторовой 200 рублей, И.И. Архипова 150 рублей и другие. Между прочим, было довольно крупное (в несколько тысяч рублей) пожертвование от киевского митрополита Арсения, принятое игуменией с особенной благодарностью; бывший вятский епископ Агафангел в 1865 году отдал сборщице Богоявленского монастыря нераспечатанный пакет с деньгами, полученный им в городе Слободском за освящение храма, устроенного богатым купцом. 


Предыдущая глава

Следующая глава