(с. 79)
IV. Краткий очерк Анастасиина Крестовоздвиженского женского монастыря [1].
Крестовоздвиженский третьего класса девичий, прежде бывший Ризположенский Анастасиин, монастырь находится внутри города по лицу Цареконстантиновской и частью Московской улиц против корпуса хлебных лавок, при некогда бывшем притоке Суле. Когда и кем основан этот монастырь, точных сведений не имеется. Составитель «Истории Российской иерархии» об этом пишет следующее: «По некоторым надписям на колоколе и других церковных вещах сего монастыря имеющимся, можно с вероятностью заключить, что сей монастырь основан в XV по Рождестве Христовом столетии первой супругой государя царя Иоанна Васильевича Грозного Анастасией Романовной, которая многие вклады за приписью ее имени жаловала» (IV часть, 867 страница). Но ни на колоколе, ни на других предметах нет ни одной надписи с именем Анастасии Романовны, как несомненно не было этого и во времена составителя «Истории иерархии». Последний высказал свое предположение лишь на основании наименования монастыря Анастасииным, которое между тем (с. 80) позже было усвоено ему и, по всей вероятности, вследствие особенного благоволения царицы Анастасии Романовны, выразившегося во многих вкладах в этот монастырь. Первоначально даже до 1763 года он именовался Ризположенским, и это древнейшее название было усвоено ему потому, что первая в нем церковь была воздвигнута во имя Положения честной ризы Пресвятой Богородицы. На основании сотной книги Василья Вельяминова 1596 и 1597 годов, на которую указывают костромские писцовые книги, составленные Иваном Бутурлиным в 1628 году, следует решительно утверждать, что Анастасиин монастырь существовал гораздо ранее времен царя Иоанна Васильевича. В означенных писцовых книгах читаем: «А по сотной книге писма и меры Василья Вельяминова с товарищи 104 и 105 гг., какова сотная дана костромичанам, написано: в Брагине улице на Настасеина девичья монастыря земле дворы, а живут в них черные посадские люди, присудом к Анастасеину монастырю, а тягло дают государю в казну с посадскими людьми, а стали те дворы к Настасеину монастырю по государеве грамоте великаго князя Василия Дмитриевича, а грамота дана лета 6925 (1417) года; а к наместнику судом не тянуть». Из этой несудимой грамоты, данной Анастасиину Ризположенскому монастырю сыном великого князя Димитрия Донского, видно, что монастырь существовал уже в 1417 году и тогда, как и в XVI веке, имел принадлежавшую ему в городе в Брагиной улице землю, поселяне которой, посадские люди, платили подати государю, а судом подчинены были этому монастырю. Поэтому по справедливости основание этого монастыря можно относить ко второй половине, вероятнее к концу XIV века.
Исторические судьбы этого монастыря довольно примечательны. При учреждении духовных штатов Ризположенский Анастасиин монастырь, просуществовавший уже более трех веков с половиной, был упразднен и обращен в приходскую церковь, а инокини вместе с настоятельницей перемещены в находившийся в Старом городе подле Успенского собора и положенный по штатам в третьем классе девичий Крестовоздвиженский монастырь, (с. 81) который первоначально был мужским [2]. Между тем Анастасиинское место костромской епископ Дамаскин в 1766 году испросил у коллегии экономии, тогда заведывавшей имениями закрытых монастырей, в городское для себя подворье и построил здесь деревянный дом на каменном фундаменте для пребывания со свитой на случай частого архиерейского священнослужения в Успенском соборе и других городских церквах, особенно же весной и осенью, когда появляется временное неудобство сообщения с отделенным от города рекой Костромой Ипатьевским монастырем, где имеют местожительство преосвященные. Но недолго инокини пребывали в Крестовоздвиженском монастыре. Преемник Дамаскина епископ Симон находил Анастасиинское подворье не в очень близком расстоянии от Успенского собора, «без мала на версту», почему, писал он, «не токмо от езды дальней затруднение претерпеваем, но и приборы и запасы нужны двойные, а от того и убытки двойные чувствуем». Между прочим, Крестовоздвиженский монастырь он представлял не совсем удобным для инокинь, поелику они, при соборе находясь, «всегда от народного собрания и шуму разных зрелищ могут безпокойность чувствовать и помешательство», и сверх того в случае пожара признавал существование деревянных здесь монастырских зда(с. 82)ний даже опасным для соборной церкви с колокольней. Поэтому, а также в виду возможности, живя близ городского собора, чаще совершать священнослужение пред народом, который собирается всегда во множестве в собор – по причине стоящей в нем чудотворной Феодоровской иконы Богоматери, епископ Симон в 1772 году просил Святейший Синод, чтобы дозволено было монахинь из Крестовоздвиженского монастыря, оградой отстоявшего на 12 только сажен от соборной церкви, перевести в прежде бывший Анастасиин монастырь с усвоением последнему названия Крестовоздвиженского, так как оно значится в штатах, а на месте того построить каменный корпус для архиерейского подворья и (нынешний) просторный теплый собор с грандиозной колокольней. Между тем в следующем году 18 мая от бывшего в городе Костроме «превеликого» пожара Крестовоздвиженский [3] монастырь совершенно сгорел. Тогда епископ Симон, не дождавшись решения своей просьбы, поместил игуменью с сестрами в Анастасиином подворье и в своем донесении об истреблении огнем того монастыря просил Святейший Синод закрыть близлежавший обгорелый Крестовоздвиженский монастырь и утвердить прежнее его представление. В 1775 году последовал на все это высочайше утвержденный указ Синода. Так через 10 лет с небольшим Анастасиин монастырь опять был восстановлен, но уже под названием Крестовоздвиженского-Анастасиина, и в архиерейском доме, поступившем в ведение этой обители, поместилась на жительство игумения Нектария.
Не много сведений сохранилось о первоначальном, равно и о последующем до половины XVII века состоянии этого монастыря – как в отношении храмов Божиих и строений иноческих, так относительно и средств содержания. Более или (с. 83) менее подробное описание его встречается в писцовых [4] книгах Ивана Бутурлина и князя Волконского, из которых видно, что «в монастыре была церковь Пресвятыя Богородицы Ризположенье, да предел Михаила Малеина, да другой предел мученицы Анастасии, деревянна, верх шатровый на каменное дело… Да другая церковь теплая с трапезою Вход во Иерусалим, да предел великомученицы Параскевы, нарицаемыя Пятницы. На колокольнице пять колоколов. Строение церковное государево да монастырское и игуменьи с сестрами, а на монастыре 31 келья, а в них 50 стариц»… По обветшании деревянной Ризположенской церкви, вновь среди монастыря (на какие средства – неизвестно) сооружена была, вероятно в последней половине XVII века, каменная с тем же наименованием. В 1712 году по благословенной грамоте Стефана Яворского, митрополита Рязанского, управлявшего Костромской патриаршей епархией [так в тексте. – Ред.], пристроен к этой церкви с полуденной стороны каменный теплый придел во имя Входа Господня в Иерусалим. Ризположенская церковь по виду крестообразная, в длину 13 сажен, в ширину 7 1/2 сажен; в 1813 году покрыта по деревянным стропилам листовым железом; на ней пять глав, которые в том же году сделаны новые и покрыты коробками из белого листового железа по железным стропилам; тогда же в церкви был выстлан чугунный пол (на все это употреблено 3554 рубля). Св[ятой] алтарь устроен с двумя предалтариями, в одном из которых помещена кладовая; царские двери резные; иконостас – довольно древней работы, состоит из двух ярусов, украшен резьбой, вызолоченной на полимент, а гладкие места его посеребрены. В 1831 и 1832 годах вновь расписаны стены священными изображениями, и тогда же на западной стороне церкви устроены хоры для клирошанок, поддерживаемые четырьмя колоннами и окрашенные дикой под мрамор краской. В 1854 году с разрешения епископа Леонида внутренность храма поновлена на пожертвования благотворителей; устроен новый кипарисный престол; освящен храм 17 (с. 84) января 1855 года епископом Филофеем Костромским. Входов в церковь три: с западной, северной и южной стороны. За упразднением тесного Входоиерусалимского придела в 1831–32 годах устроены на усердные приношения благотворителей из костромских граждан (преимущественно Михаила С. Акатова, Феодора М. Обрядчикова и Феклы В. Солодовниковой) два каменных просторных теплых придела – один на правой стороне, в честь Входа Господня в Иерусалим и во имя мученицы Анастасии, другой – на левой стороне, в честь Богоматери иконы Ее Феодоровской и собора Архистратига Михаила; освящены епископом Павлом 18 и 19 сентября 1832 года. Оба придела ровные, длиной от горнего места до задней стены в 20 аршин, а шириной 18 3/4 аршина; иконостасы в них об одном ярусе – высокой столярной работы (костромского мастера Ф.Я. Дурляпина), окрашены красным колером, с колонными столбами вызолоченными и убраны фруктовой, вызолоченной на полименте резьбой; иконы в них хотя не древние, но очень хорошего письма и многие украшены мастерством сестер; царские врата крестообразной фигуры и убраны резьбой. Пол частью из цемента, частью из чугунных плит, частью из кирпича; на западной стене устроены в том и другом приделе деревянные, поддерживаемые колоннами хоры. Вход в оба придела один – с паперти от задней стены. В связи с этой церковью над папертью устроена каменная колокольня. В 1802 году епископ Евгений дозволил игумении Александре разобрать прежнюю, очень ветхую колокольню и вместо ее построить новую с употреблением годного материала как из старой колокольни, так и из упраздненного тогда за ветхостью Васильевского придела, бывшего при Сретенской монастырской церкви. В 1804 году на монастырские средства была кончена постройкой эта довольно высокая колокольня, по красивому фасаду с колоннами и со шпилем вверху; весь верх ее обит белой жестью; за работу подрядчикам и за разные материалы заплачено 2457 рублей. На колокольне в 1835 году числилось 6 колоколов и боевые часы.
(с. 85) Еще в ограде Крестовоздвиженского монастыря имеется небольшая Сретенская церковь, прежде бывшая приходской. По малочисленности прихожан Сретенская каменная церковь с приделом Василия Великого и церковной землей присоединена к монастырю в 1794 году епископом Павлом, прихожане же по собственному желанию приписаны к городской Алексеевской церкви. По составлении в 1813 году нового плана на монастырскую землю церковь эта вошла совершенно в состав монастыря и ныне находится внутри ограды монастырской на юго-восточной стороне в углу. Она имеет в длину 8 сажен и в ширину 4 сажени – теплая (две печи); видом овальная, об одной главе, с трапезой и папертью; построена, как можно полагать по ее архитектуре, не позднее последней половины XVII века, но и теперь обладает большой прочностью. В 1854 году с разрешения епископа Леонида внутренность храма поновлена на сумму, пожертвованную благотворителями обители; вместо ветхого устроен новый кипарисовый престол. Освящен этот храм 17 января 1855 года преосвященным Костромским Филофеем. Алтарь и церковь некогда покрыты были тесом, трапеза же листовым железом. Пол в алтаре и церкви кирпичный. Трапеза и алтарь отделяются от церкви каменными арками. Стены храма покрыты по штукатурке дикой краской и украшены древними изображениями святых, особенно хорошо сохранившимися вверху. Царские врата – с вызолоченной резьбой; иконостас столярной работы и вмещает много старинных икон в окладе, покрыт голубого цвета краской и украшен резьбой. Входов в церковь два – один с паперти, а другой с северной стороны из прежде бывших здесь иноческих келлий. Над самой папертью этой церкви [5] по длине ее устроена колокольня об одном ярусе наподобие фонаря, покрыта белым листовым железом, с железным четвероконечным крестом; колоколов на ней не имеется.
(с. 86) Без сомнения, для обоих этих храмов и особенно для Ризположенского являлись многие жертвователи деньгами и различными священными ценными предметами. Древние вклады не все дошли до нас; из сохранившихся доселе следующие наиболее достопримечательны: 1) Евангелие в пол-лист[а] на александрийской бумаге, обложенное малиновым рытым бархатом, с надписью на листах: «Сию книгу пожаловал государь царь и великий князь Михаил Феодорович всея Русии на Кострому в монастырь в Настасеин девич, лета 7143 (1635) апреля 10 день, а подписал сию книгу приказу большаго двора подъячий Любим Асманов»; 2) серебряный потир с вычеканенной на нем надписью: «Лета 7143 государь царь и великий князь Михаил Феодорович всея Русии пожаловал на Кострому Настасеина девича монастыря в церковь сосуды серебреные»; сосуд этот в конце сороковых годов упразднен. Из священных вещей, поступивших в 1773 году из прежнего Крестовоздвиженского монастыря, также достойны замечания хранящиеся доселе следующие: 1) серебряное вызолоченное кадило с надписью: «Лета 7166 (1658) месяца маия сие кадило Воздвиженскаго монастыря построено при архим. Филарете, трудихся о сем аз грешный»; 2) евангелие, печатанное 1663 г[ода], с следующей надписью по листам: «Лета 7189 (1681) г. августа в 20 день Костромскаго Богоявленскаго монастыря архимандрит Павел приложил сию книгу Евангелие напрестольное в новодевич Воздвиженский монастырь, что в кремле города, по родителех своих при игумении Пелагее Немцове с сестрами, а подписал сию книгу Евангелие напрестольное Богоявленскаго монастыря по приказу архимандрита Павла того ж монастыря слушка Данило Иванов»; 3) серебряный вызолоченный напрестольный крест с частицами святых мощей и надписью: «В лето 1732 году месяца марта в 6 день построися сей святый крест в обитель Воздвижения честна креста иже на Костроме, тщанием тояж обители игумении Екатерины с сестрами»; 4) другой серебряный крест с надписью: «Сделал сей честный и животворящий крест 1764 году Костромскаго Крестовоздвижен(с. 87)скаго девичья монастыря при игумении Акилине месяца сентемврия 18 числа»; 5) водосвященная серебряная, местами вызолоченная чаша с надписью по обводу: «На Кострому в дом Пречистыя Богородицы Риз положения Настасеинова девича монастыря приложила сию чашу Минина жена Кириловича Грязева вдова Олена Ивановна».
Анастасиин монастырь исстари имел общие для всех монастырей источники содержания, хотя и об этом нет полных сведений. Во время грозного нашествия литовцев на город Кострому 1608 года монастырь подвергся разорению и разграблению, и тогда же сгорели жалованные на вотчины и тарханные грамоты. Поэтому в предотвращение притязаний и обид от разных окольных людей игумения Юлия вынуждена была испрашивать в 1623 году у царя Михаила Феодоровича подтвердительную грамоту на беспритеснительное владение прежними вотчинами и разными угодьями. Эта же грамота по прошению игумении Елены в 1655 году подтверждена была царем Алексеем Михайловичем. В 1627 году царь Михаил Феодорович, как видно из писцовых книг князя Волконского и Бутурлина, дал особую подтвердительную грамоту на владение Гашеевой слободкой, которая некогда дана была монастырю «под коровий двор», а также имела уже несколько бобыльских дворов; слободка в то время находилась за посадом по правую сторону вологодской дороги, где ныне находится городская Алексеевская церковь. Вообще из писцовых книг луговой половины (в 1629–1630 годах) усматривается, что уже в XVI веке Анастасиину монастырю принадлежали те перечисляемые нами далее вотчинные земли, которыми он владел в последующее время своего существования до учреждения штатов. Так, кроме Гашеевой слободки, в которой состояло 27 дворов бобыльских и 47 человек, Анастасиину монастырю тогда принадлежали: 1) в Сущеве стану сельцо, имевшее монастырский двор, 7 деревень, 2 починка жилых и 2 пустоши; в них дворов 31 крестьянский и 16 бобыльских, а крестьян и бобылей 54 человека; 2) в Андомском стану деревня с двумя дворами кре(с. 88)стьянскими, а одним бобыльским и с 8 человеками; 3) в Андроникове стану деревня, в которой находилось 3 двора крестьянских и 2 бобыльских и 6 человек. Кроме того, по описанию тех же книг Волконского значится за монастырем: в Новом городе (Костроме) двор осадный с 27 саженями земли в длину и 15 саженями в ширину, в котором жило 7 бобылей; в Сущеве стану на речке Кривчовке при монастырских деревнях две мельницы и мельница общая с Богоявленским монастырем, и еще половина мельницы на речке Баклановке; по реке Костроме три пожни, на которых становилось 400 копен сена.
Из отчетной ведомости, в 1763 году поданной в Костромскую духовную консисторию игуменией Анастасиина монастыря Анфисой, видно, что во владении этого монастыря состояли следующие вотчины: в Костромском уезде в Сущеве стану село Ильинское (в нем по последней ревизии 51 душа); к тому селу приписаны были деревни: Сонино (19 душ), Слободка (9), Луговая (17), Китариха (22), Мирицыно (26), Посошниково (20), Скорбешки (8); в Андроникове стану – Таранино (31) и в Андомском стану – Копеиница (19 душ). Всего в вотчинных селе Ильинском и девяти деревнях по последней ревизии состояло за Анастасииным монастырем 222 души крестьян. Вотчинного дохода на содержание монастыря, игуменьи с сестрами, а также священно-церковнослужителей получалось в год денежного 150 рублей, а хлебного 112 четвертей. Во времена существования в Костроме воеводской канцелярии, по расписанию штатс-конторы, отпускалось в монастырь по 5 рублей в год на свечи, ладан и красное вино для пяти престолов и по 15 рублей за слободку Гашееву, которая тогда отошла к городскому посаду.
По упразднении Анастасиина монастыря штатами 1764 года земли его перешли в государственное ведомство [6]; лишь остав(с. 89)шимся тут священно-церковнослужителям за неимением прихода отмерено было в Ильинском селе 10 десятин пашенной земли и на 10 копен сенокосной. Когда же упраздненный монастырь опять был восстановлен (в 1775 году) с приложением к нему названия «Крестовоздвиженский», на содержание восстановленного монастыря отчислены были те способы, какие по штатам назначены для бывшего Крестовоздвиженского, положенного в III классе. Вследствие ограниченности назначенных правительством средств к содержанию Крестовоздвиженско-Анастасиина монастыря, по ходатайству еп. Симона в 1775 году отпущено было из казны 500 рублей на необходимые первоначальные исправления и постройки в монастыре. По отводу, сделанному в 1798 году Костромской казенной палатой, во владении монастыря состояло 31 десятина и 172 сажени сенокосной земли, находившейся в разных местах на расстоянии от монастыря от 15 до 30 верст; сверх того, рыбные ловли в озере Савинове и мельница о трех поставах на реке Мезе – в 20 верстах от монастыря. В 1859 году высочайше пожалована этому монастырю пустошь Калашникова-Рылова (в 17 верстах). Из документов и планов на землю, принадлежащую Крестовоздвиженскому девичьему монастырю, по свидетельству особой комиссии, в 1862 году состояло: в разных местах удобной земли всего 146 десятин 669 квадратных сажен, неудобной 7 десятин 1683 квадратных сажени и рыбная ловля при озере Савинове с притоками 32 десятины 1953 сажени.
В отношении производившихся в монастыре построек монастырь нередко был обязан усердию граждан. За отсутствием систематических сведений о постройках можно указать лишь на немногие, за исключением сказанного о храмах. Так, еще епископ Дамаскин на западной стороне Ризположенской церкви (в которой он возобновил иконостас и иконы и украсил стены живописью) построил деревянные для себя кельи со службами. В 1781 году тщанием игумении Нектарии начата строением с северной стороны монастыря каменная ограда с небольшими башнями; но тогда ее сделано было очень немного; впоследствии с (с. 90) этой стороны ограда отнесена далее. В 1814 году игуменией Сусанной начато строение каменной ограды со святыми и въезжими воротами по восточной и южной сторонам монастыря до каменного моста чрез овраг; эта работа кончена в 1816 году и стоила монастырю более 10000 рублей. Затем, после пожара 14 сентября 1832 года, начавшегося в купеческом доме – соседнем с монастырем, когда сгорели в последнем деревянная ограда, старые деревянные игуменские кельи (прежде бывшие архиерейские), 12 келий монашеских, скотный двор с сеновалами и погребами, игумения София вынуждена была в том же году строить каменную ограду и с западной стороны, с которой чрез бывшую деревянную ограду огонь распространился почти по всему монастырю; постройка ограды сделана была в 1833 году на протяжении 45 сажен длины и в 7 аршин вышины. Другая часть западной ограды и северная сторона ее устроены в 1837 году на ассигнованную Святейшим Синодом сумму в количестве 13662 рубля 81 копейка ассигнациями. Таким образом весь монастырь был обнесен, хотя и в разное время, каменной оградой, которая в 1862 году имела в окружности 335 1/2 сажен. Высота ограды по различию местоположения была неравная от 4 до 7 аршин, толщиной 1 аршин. На трех углах ее были вновь устроены три каменные небольшие башенки, из которых сохранились две с небольшим помещением. Среди восточной стороны ограды в 1814–16 годах устроены святые ворота, среди южной – въезжие; а затем имеются скотопрогонные ворота у северо-восточного угла. Этому монастырю принадлежит состоящая в Гостином дворе близ городского собора каменная часовня, которая построена вместо деревянной в 1820 году и покрыта железом в ряд с лавками. Здесь поставлена массивная перегородка прекрасной столярной работы (дар Дурляпина), оклеенная ореховым деревом, с большим зеркальным стеклом в средине и двумя по сторонам дверями, чрез которые богомольцы входят для поклонения вырезанному из дерева изображению Спасителя, сидящего в терновом венце в темнице. При часовне две монашеские кельи, отделяющиеся каменной стеной, и при них крытый дворик.
(с. 91) Что касается постройки различных деревянных и каменных строений монастырских, то, не перечисляя их здесь (о чем будет ниже), мы здесь не можем не упомянуть о том, что весьма многие из них выстроены в период настоятельства игумении Софии (с 1829–47 годы), память о которой должна оставаться незабвенной в обители по многочисленным постройкам и по учрежденному и благоустроенному ею общежитию, что случилось при следующих обстоятельствах. В 1817 году, проезжая чрез город Кострому во Владимирскую губернию, монахини нижегородского Крестовоздвиженского монастыря – София, Рахиль, Надежда, рясофорная Зинаида и послушница Агриппина – по совету почтенных граждан костромских пожелали поступить в костромской Крестовоздвиженский монастырь. Из них София 22 мая того же года назначена была казначеей с уполномочием всевозможными способами устроять монастырь, вводить лучший порядок и особенно общежитие, «дабы сестры не имели нужды скитаться часто по рынку для покупки пищи и другого нужного». Составленное из этих пяти приезжих сестер общежитие, по присоединении к нему других приезжих монахинь и послушниц из того же нижегородского монастыря, возросло в том же году до 19, а к 1820 году до 30 монашествующих. С возведением в 1829 году казначеи Софии в сан игумении внешний и внутренний строй монастырской жизни совершенно преобразован на началах общежития, которое вполне окрепло и стало умножаться еще быстрее. Так, в 1835 году находилось в общежитии до 100 сестер, в конце же сороковых годов до 200 сестер. В 1857 году разрешено было иметь сверх штата 20 монашеских вакансий; в 1862 году в монастыре состояло 250 сестер с находившимися на испытании. Введение общежительных порядков много содействовало, при благотворительности костромских граждан, внутреннему и внешнему благоустроению обители. В общежитии всем сестрам, соответственно их способностям, назначены были приличные послушания или рукоделья; так, лучшие мастерицы занимались шитьем из золота и серебра, окладыванием святых образов разными материалами и тому под[обным]. Преуспея(с. 92)ние нравственного благоустройства в обители привлекало общее уважение к ней местных жителей и располагало многие благочестивые души искать спасения в хорошо устроенной обители. Вследствие постепенного увеличения числа сестер представлялось необходимым, ввиду ветхости и тесноты прежних келий, устроить достаточные деревянные и каменные с необходимыми хозяйственными службами. Так, попечительностью игумении Софии [7] в 1830–31 годах устроены для общежительных сестер каменный двухэтажный корпус в западной ограде на 14 саженях, другой двухэтажный же с северной стороны на 10 саженях – для помещения общей трапезы и кухни с подвалами; еще деревянные хлебные амбары, квасоварня и две кельи для послушниц; все это стоило 9646 рублей. В 1834–35 годах построены были вновь близ Сульских ворот – деревянные: корпус на 11 саженях, прачечная, катальная, красильная, ткацкая и сторожевая; пристроен к ограде (на Суле) скотный двор с сеновалами и погребами, – на все израсходовано 11968 рублей. Вскоре за тем устроены были на каменном фундаменте больничные кельи при Сретенской церкви. В 1863 году для помещения сестер монастыря и монастырского хозяйства имелись: а) по восточной стороне монастыря деревянный больничный корпус на каменном фундаменте с мезонином и подвальным (с северной стороны) этажом и сзади четыре деревянных флигеля; б) по южной стороне четыре деревянных корпуса, также деревянный флигель и деревянный амбар с погребом; в) по северной стороне каменные: двухэтажный корпус (для общей трапезы) вблизи Ризположенской церкви и два флигеля, пристроенные к ограде (для прачечной и квасоварни), деревянных три флигеля, три деревянных кельи, амбары и хлевы, и г) с западной стороны каменный двухэтажный корпус и деревянные на каменном фундаменте корпус, флигель, погреб, поднавес для дров, конюшня, сарай и др[угое]. К сожалению, с постепенным возведением новых различных зданий (с. 93) при многих монастырских нуждах не находилось достаточных денежных средств для ремонта прежних, и отсюда произошла во второй половине XIX века та плачевная внешняя монастырская обстановка, которая так ярко изображена в докладе особой комиссии из отцов протоиереев, производившей свидетельствование зданий этого монастыря. И вот это-то обстоятельство, как увидим далее, послужило главным поводом к возбуждению ходатайства о перемещении сестер этой обители в упраздненный Богоявленский монастырь при условии восстановления последнего.
Примечания автора
(с. 79)
1. Пособиями к составлению этого очерка служили «Описание Костромского Крестовоздвиженского трехклассного девичьего монастыря» епископа Павла Костромского, изд[ания] 1835 года, и многие древние и новые документы из архива монастырского.
(с. 81)
2. Этот монастырь обращен в женский в 1681 году по следующему случаю. В бывший в 1679 году 12 июля большой пожар в городе Костроме, между прочим, сгорели находившиеся подле Успенского соборного храма кельи беспоместных сорока инокинь, средства содержания которых составляли доброхотные подаяния богомольцев, приходивших на поклонение к чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери. Ввиду бесприютного своего положения эти монахини просили царя Феодора Алексеевича и патриарха Иоакима поместить их на жительство в Крестовоздвиженском монастыре, архимандрита же последнего – с братией, которой тогда было только 4 человека – вывести в другие монастыри. В 1681 году последовала от патриарха Иоакима соизволительная грамота, по которой архимандрит с братией переведен был в костромской Богоявленский монастырь, а перемещенным в Крестовоздвиженскую обитель монахиням тогда же предоставлено право владения прежними вотчинами и землями этого монастыря. До штатов за ним состояло вотчиной 688 душ крестьян, годовых вотчинных доходов получалось деньгами 400 рублей и хлебом 300 четвертей.
(с. 82)
3. В нем до пожара, как значилось в тогдашней описи, состояли следующие здания: 1) ветхая Крестовоздвиженская каменная церковь с приделом Алексия человека Божия; 2) очень ветхая Введенская церковь каменная; 3) каменная колокольня с шатровым верхом; 4) десять деревянных келлий с пристройками, и 5) ограда деревянная «с тарасы» срублена с небольшими башенками.
(с. 83)
4. См. приложения, III.
(с. 85)
5. У южной ограды за Сретенской церковью имеется небольшое кладбище, на котором погребены бренные останки игумений, старших монахинь, некоторых протоиереев и мирян.
(с. 88)
6. По приемной описи эконома архиерейского дома тогда значилось пространства в подворье: длиннику 61 сажень и 2 аршина; поперечнику от святых ворот до Сульской улицы 51 сажень, а вокруг всего монастыря 248 1/2 сажен.
(с. 92)
7. О ней, как о мудрой и доброй настоятельнице и руководительнице сестер к вечному спасению, сохранилась память доселе. См. приложения, IV.