От редакции. Текст публикуется в современном написании, но с сохранением некоторых особенностей авторского стиля. Курсивом в скобках указывается начало каждой страницы книги. Авторские примечания (в книге помещенные внизу страницы) вынесены в конец каждой главы и в рамках главы последовательно пронумерованы. Опечатки, отдельно обозначенные в конце книги, исправлены в тексте. Имеющиеся в тексте сокращения, как правило, раскрывались без дополнительных оговорок, а при возможной неоднозначности раскрытия – посредством квадратных скобок. Пояснения редактора приводятся в тексте курсивом и выделены квадратными скобками. Для уточнения неясностей можно воспользоваться PDF-версией книги.
Исторический очерк.
С приложением рисунков.
Составил Иван Баженов, преподаватель Костромской духовной семинарии.
Приложение к неофициальной части «Костромских епархиальных ведомостей» 1894–1895 годов.
Дозволено цензурой.
(с. I)
Оглавление.
Вступление… 1
Период первый.
I. Основание Богоявленского мужского монастыря… 3
II. Храмы в Богоявленском мужском монастыре… 5
III. Остальные монастырские здания… 21
IV. Способы содержания Богоявленского монастыря… 28
V. Настоятели и братия Богоявленского монастыря… 40
Период второй.
I. Упразднение Богоявленского монастыря по случаю пожара… 49
III. Разломка зданий Богоявленского монастыря и благоприятные для восстановления его обстоятельства… 65
IV. Краткий очерк Анастасиина Крестовоздвиженского женского монастыря… 79
Период третий.
II. Возобновление и устройство храмов Божиих в Богоявленском женском монастыре… 113
(с. II)
III. Устроение остальных зданий обители… 130
IV. Благоустроение Богоявленско-Анастасиина монастыря после пожара в 1887 году… 135
V. Училища и сельские лечебницы Богоявленско-Анастасиина монастыря… 149
VI. Годичные празднества в Богоявленско-Анастасиином монастыре… 167
Приложения.
II (к 33 странице)… VII
III (к 83 странице)… XII
IV (к 92 странице)… XIV
V (к 120 странице)… XVII
VI (к 144 странице)… XX
(с. 1)
ВСТУПЛЕНИЕ.
В ряду исторических памятников, в небольшом количестве сохраняющихся в городе Костроме, Богоявленский-Анастасиин девичий монастырь занимает довольно видное место как по своей глубокой древности, так и по высокому религиозному значению для всех городских обывателей. Устроенный первоначально «на посаде», то есть вне городского вала в северной стороне Костромы, монастырь этот уже давно вошел в черту города и находится теперь в Константиновской части на расстоянии 150 сажен от Сусанинской площади, по лицу нынешних улиц: Власьевской, Троицкой, Богоявленской и Пятницкого переулка. Ныне очень благоустроенный, Богоявленский монастырь имеет за собою почти пятивековую давность существования и в течение этих времен испытал разнообразные судьбы.
Озирая беглым взглядом последние, повествователь истории Богоявленского монастыря, соответственно важнейшим совершившимся в нем переменам, может отметить в ней три главных периода. Первый период от основания его до 1847 года обнимает собою разносторонние события из его жизни в качестве мужской обители: постепенно возраставшее благоустройство его, особенно после смутных времен междуцарствия на Руси, последовавшее со времен Петра I и особенно по учреждении так называемых монастырских штатов в 1764 году падение его, а также некоторые случайные осложнения монастырской жизни со времени помещения в нем правительственных учреждений в 1779 и по 1808 год и местной духовной семинарии с 1814 года. Начало второго периода Богоявленского монастыря совпадает с упразднением его по опустошении пожаром в 1847 году, после чего погоревшие храмы, жилые здания и ограда обречены были на разрушение, которое и проявилось уже в больших размерах, пока благодеющим над обителью Промыслом не было приостановлено в 1862 году. Спасенный незабвенной игуменией Марией от угрожавшей ему конечной гибели и исчезновения, бывший мужской Богоявленский монастырь начал новый – третий период своего существования, когда он (с. 2) с начала 1864 года сделался женским и получил название «Богоявленский-Анастасиин девичий монастырь». После того как монастырь этот призван к новой и самостоятельной жизни, он быстро и в благолепном виде восстановлен из своих развалин и ныне является вполне благоустроенным и достаточно украшенным, несмотря на случившееся в пожар 1887 года повреждение в нем некоторых зданий. Проследить с разнообразных сторон многовековые судьбы Богоявленского монастыря в постепенном его возрастании, упадке и, наконец, восстановлении под новым именем и обозначить при этом как важнейшие события, так и особенные знамения благодати Божией, которыми обусловливается доселе важное местное его значение – такова задача нашего очерка, в котором уже при самом изображении внешнего благоустройства монастыря ярко выступает выдающаяся по усердию попечительная деятельность многих лиц из державших кормило монастырского управления.
Вступая на изложение вышеупомянутых трех периодов истории Богоявленского монастыря, автор считает своим долгом предуведомить читателя, что скромный труд его представляет собою не летопись, а лишь более или менее подробный очерк монастыря, притом не столько с археологической, сколько с исторической стороны. Указанный характер изложения отчасти находится в зависимости от недостатка относящихся особенно к древнему периоду материалов, вследствие чего нередко возникает непреодолимое затруднение в строго последовательном хронологическом представлении жизни Богоявленского монастыря; отсюда же происходят по местам неполнота и пробелы в его истории. Сознавая некоторое несовершенство своего исторического очерка, автор решился издать его в виду того, что доселе еще не имелось такого печатного описания, в котором в возможной целости была бы изображена история Богоявленского монастыря от основания до современного его состояния, между тем уже более десятка лет существует ясно сознаваемая весьма многими чтителями этой обители потребность в подробном ее описании и особенно входящих во второй и третий периоды событий относительно недавних, но уже затмеваемых временем.